История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

У Киры Муратовой - юбилей

В одном из интервью Кира Муратова призналась: «Я хочу просто раствориться, чтобы остались только мои фильмы». Она, действительно, крайне неохотно общается с журналистами и упорно избегает любых публичных мероприятий. Потому нет ничего удивительного в том, что свой юбилей Кира Георгиевна отметит сегодня в узком семейном кругу. О самом независимом режиссёре постсоветского пространства – «Новости культуры».

Показать живодерню, чтобы люди стали добрее – это в духе Киры Муратовой. Она считает, что очищение приходит через понимание правды об этом мире и о себе, какой бы жестокой та ни была.

Олег Табаков, народный артист СССР: «Говорит о несовершенстве человека в этом несовершенном мире, и она все время напоминает, что это – эта жизнь, это – это время».

Двадцатый век был не лучшим временем для такой правды. Власти подчас даже не улавливали ироничные метафоры в фильмах Муратовой – их просто пугали герои ее картин. Нет, не такие люди должны смотреть с советского экрана… Ленты Муратовой лежали на полках десятилетиями, а потом – получали престижные мировые награды.

Али Хамраев, режиссер: «Просто обнимешь, пожмешь руку, скажешь: "Ну, Кира, молодец!" Некоторые морщатся, да пусть морщатся, смотрят "Ночной дозор", или еще что-нибудь такое…»

«Короткие встречи», - где она сама сыграла одну из главных ролей, и «Долгие проводы» - стали первыми самостоятельными работами режиссера – это еще реалистичные, почти бытовые истории…

Наверное, уже с Зинаиды Шарко, сыгравшей главную роль в «Долгих проводах», Муратова начала искать странные типажи. «Зина, мне нужна была нелепая женщина, и я выбрала вас», - объяснила она тогда.

С тех пор Муратова создает свой мир - называет своих героев кунсткамерой. «Перемена участи», «Астенический синдром», «Три истории», «Увлечения»… И главные действующие лица, и статисты кочуют из фильма в фильм, создавая чудаковатую, даже сумасшедшую картину мира. Ее фильмы можно определить легко и с первого кадра.

Алла Демидова, сыгравшая в сравнительно недавней ленте «Настройщик», считает, что в фильмах Киры Муратовой – дух ее города – Одессы. Ведь большинство актеров – городские сумасшедшие.

Алла Демидова, народная артистка РСФСР: «Она передает эту атмосферу через своих странных людей, через своих монстров, как она их называет. Конечно в Одессе много режиссеров, но удается это передать только Кире».

Актер Жан Даниэль – один из любимцев Киры Муратовой. Из-за скрупулезности сравнивает ее с театральным режиссером - неделю - читки и разбор образов.

Жан Даниэль, актер: «Актер – это тесто… Мало ли что там сценарист видел, написал – а сейчас я начал жить этим, а я другой. Я читаю свою роль, у меня какое-нибудь слово вылетит – я большой импровизатор, а она все фиксирует».

Геннадий Карюк, оператор: «В любой момент – мы снимаем, я вхожу в раж, она мне помогает, она подбрасывает актеров, готовых уже, и получается очень хорошее кино, авторское».

Оператор Геннадий Карюк работал с Муратовой почти на всех фильмах. Он неожиданно переводит тему, рассказывая свой вчерашний сон. Говорит, что это Муратова научила его трепетно относиться к сновидениям. Они и есть – отраженная и искаженная реальность. В ее лентах очень много из ее собственных снов.

В последние несколько лет – у Муратовой золотой период – почти каждый год новый фильм. Премьера этого года «Мелодия для шарманки» - и поклонниками, и критиками названа «показательным муратовским фильмом», в котором есть все, за что ее любят. В семьдесят пять лет наконец-то начало все сходиться – есть и идеи, и возможность снимать, и фестивальные призы, и даже прокат, пусть и ограниченный. Хотя она сама предпочитает находиться на периферии кинопроцесса, но то, что появилась отдача – это, безусловно, для большого кинорежиссера значит очень много.

Олег Табаков, народный артист СССР: «Вот я думаю – к какому режиссеру я поехал бы, побежал бы, полетел бы… конечно, к ней».