|
Ладынина Марина. Шедевры старого кино14 ноября в 11:00 смотрите фильм "Богатая невеста", в главной роли - Марина Ладынина.Советское кино очень умело манипулировало подсознательным зрителя, никогда не забывая о самом изощренном способе преумножить энергию экранных образов: творец должен быть влюблен! Разумеется, начисто отрицалась вся мистика подобных союзов, да и вслух упоминать о том, что главной вдохновительницей постановщика была не Партия, но некая дама, пусть и законная жена…. Пожалуй, нигде в мире, кроме как в СССР, не было столько супружеских пар на кинематографическом Олимпе. Да, режиссер мог вылепить свою Галатею из света и тени, из сочетания сюжета и режиссуры, но он должен был непременно жениться на воплощении своих грез. В ряду корифеев советского кинематографа они занимают едва ли не самое почетное место. Знаменитый режиссер и его жена, актриса, муза. Она – Марина Алексеевна Ладынина. Самая премированная актриса советского кино (это исторический факт: пять Сталинских премий, больше не было ни у кого). Народная артистка. Всеобщая любимица. Стоит ли добавлять, что также – красавица и умница… Все главные роли Ладыниной сыграны в фильмах мужа, Ивана Александровича Пырьева. Была ли Марина Алексеевна Ладынина красавицей? Разумеется, красота, вернее споры о том, кто красив более, а кто менее – тема вечная. Однозначно можно утверждать, что Марина Алексеевна не была «дивой», причем современники это отнюдь не считали недостатком, скорее уж наоборот, в то время ценилась так называемая «скромность в быту», неизменный пункт всякой положительной характеристики с места работы. Но если в юности ослепительно хорошенькая белокурая Марина, ничуть не похожая на украинский национальный идеал красоты, была вынуждена несколько суетиться, изображая богатую телом невесту (Украина же!), то со временем она нашла свой стиль. Ладынина в роли Марьяны Бажан научила современниц красиво носить затрапезную мужскую униформу (ничуть не хуже, чем Орлова в «Волге-Волге»), лихо управляться с транспортными средствами и оппонировать «сильному полу». Есть некая мистика названий в их жизни – в 1937 году Иван Пырьев женится на Марине Ладыниной и пожинает свой первый большой успех – признание фильма «Богатая невеста». «А ну-ка, девушки, а ну, красавицы, пускай поет о нас страна. И громкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена…» - задорный напев Маринки Лукаш преследует нас не одно десятилетие: один из самых знаменитых советских шлягеров. Колхозницы из украинского села вызывают на соревнование бригаду своих товарищей, то есть, мужчин и… выигрывают. Сюжет несколько сказочный, так и ждешь, что зачинщица «девичьего переполоха» вынет из рукава, как Василиса Прекрасная, волшебную куколку или призовет на помощь иное чудесное существо. Вспоминается знаменитое: «Ну-ка, встаньте предо мною Фрол Кузьмич и Тит Фомич…» Но нет чуда. За Маринкой – новое время и новые песни. Завязка сюжета – откровенно комедийная. «Пережиток прошлого» в лице малоприятного счетовода Ковынько «положил глаз» на самую перспективную невесту, ударницу Марину Лукаш: 400 трудодней, чем не приданое. Но вот линия лирическая. В красавицу Марину тайно влюблен тракторист Павло Загра, что не укрывается от зоркого глаза счетовода. Он наговаривает на парня, утверждает, что тот, мол, отказывается от невесты со всего-то четырьмя сотнями трудодней… Тогда, по точному замечанию главы женской бригады, «девка вянет…» Апофеозом всеобщего возмущения становится реакция самой юной колхозницы, девочки-подростка: «Ну Маринка, если ему и 400 трудодней мало, то кто же тогда на нас женится!» Авторы фильма совершенно не скрывают, почему битву за урожай выигрывают женщины: мужчины работают с техникой, технике нужен отдых, баба пашет от восхода до… результата. Народный режиссер Пырьев сделал имя на фильмах, где деревня и армия – главные темы. Не только потому, что фильмы эти буквально об армии и колхозе. Когда-то польский режиссер Анджей Вайда сказал, что более всех своих коллег завидует Ингмару Бергману: «Он всегда снимал фильмы о мужчине и женщине. Я тоже хотел, но у меня всегда получались фильмы про улана и его барышню». Пересматривая фильмы Пырьева, сразу же ловишь себя на мысли, что хрестоматийное высказывание Вайды – и про кинематограф Пырьева. А старомодное слово «бырышня» точно определяет тип его любимой героини, кто бы ее ни играл. Лучше всех получалось у Ладыниной. Есть старомодное, почти вышедшее из употребления понятие - «духоподъемность»… Иначе говоря, счастливая способность придать замыслу – «полет», легкое дыхание. Это Пырьев нашел у Ладыниной. Ее жизненный сюжет легок и прост, хотя она – тоже девочка из сибирской деревни. Родилась в окрестностях города Ачинска. Окончила школу, учительствовала в родном селе, играла в народном театре. Перебралась под Смоленск, потом поступила в театральный институт. Ее альма-матер – ЦИЕТИС, ныне - это ГИТИС. Одновременно с поступлением в престижный вуз, девушка получает еще более престижное предложение: с 1930 года она – стажер МХАТа, с 1933 – уже актриса на его сцене. И не только ставка на «народные кадры» - причина столь быстрого успеха, хотя надо отметить, что лучшие роли молоденькой Ладыниной были сыграны в горьковском репертуаре. Она вполне признана в своем даровании, о чем сохранились документальные свидетельства в переписке Станиславского. Она подает надежды. После Маринки и «Богатой невесты» ее брак – с Пырьевым и кинематографом – потребовал развода с театром «Трактористы» появляются в 1939: пока еще не окончен «большой террор», но еще не началась война, поэтому и сюжетный мотив «если завтра в поход» звучит едва ли не мажорно. Модернизация советской деревни идет своим путем, помогая не только ставить рекорды на полях, но встречаться любящим сердцам. Парень увидел фото красивой девушки в газете и решил: «Это моя любимая». Марьяна Бажан – бригадир механизаторов. Как звучит! Бригадиру нет нужды доказывать статус социалистической «богатой невесты», но заметим, что она еще и просто завидная невеста, что называется «первая на деревне…» Но и он – первый парень, Клим Ярко, неотделимый от обаяния Николая Крючкова. И как все легко и завидно у них получается: все от полноты жизни – и ударный труд, и песня, и танец… И будущий военный подвиг – это уже читается в контексте фильма. Как сказали, так и сделали. В «Свинарке и пастухе» режиссер так неожиданно - после удалых «Трактористов» - тонко и точно подхватывает нежную, пасторальную мелодию ладынинского голоса, делает ставку на лирическое дарование любимой актрисы. Двое зачарованных друг другом влюбленных, повстречавшихся в почти сказочных интерьерах ВДНХ: восточный красавец и трогательная наивная Глаша Новикова… Брутальный и неотразимый Крючков низведен до статуса мнимого комического жениха. Но как хороша Ладынина-невеста в фате и скромном, но именно что подвенечном убранстве. Вряд ли у нее самой была свадьба с фатой. В строгой академической литературе можно узнать, что в советском кино был такой жанр – «колхозная комедия». Сейчас это определение может позабавить, но раз кончается все хорошо и речь идет про колхоз…. Почему бы не комедия? Сам же Пырьев старательно культивировал собственные легенды: замысел «Свинарки и пастуха», по его словам, возник после того, как он увидел палехскую шкатулку с пейзанским сюжетом. Как тут не вспомнить, что этот народный промысел берет свою историю от русских богомазов. Сильно изменившаяся, «народная» иконопись – с одной стороны, сводный брат лубка – с другой. Ленту, вдохновленную, социалистическим образчиком старинного народного промысла, Пырьев заканчивал уже после войны. «В 6 часов после войны» получили Сталинскую премию, фильм до сих каждый год показывают в День Победы по телевидению. И это «всего лишь» история любви, побеждающей смерть, как бы банально и претенциозно это не звучало: Варя любит своего Кудряшова, он возвращается с войны…. Он стесняется ей сказать, что стал инвалидом, но это ровно ничего не меняет в ее отношении к нему. Любовь, война, разлука, верность и никакого пересчета мужских, либо женских достоинств на мифические трудодни… Зато есть мистическая вера в магию женской верности и веры. «Но я жила, жила одним тобою. Я всю войну тебя ждала…» - со слезами на глазах пела вслед за председательшей кубанского колхоза Галиной Пересветовой вся страна. В «Казаках», картине, о которой можно говорить бесконечно, Ладынина осуществила две очень важные лично для нее задачи: продемонстрировала убедительный переход на возрастные роли – во-первых, а во-вторых – наконец-то сыграла интеллигентку, пусть и «народную». Последнее ей позволил осуществить тот карьерный путь, что проделали героини пырьевских фильмов. Лучшая в лучшей бригаде Марина Лукаш, передовой бригадир Марьяна Бажан, «знатная свинарка» (этим парадоксальным статусом авторы фильма в итоге наградили не только свою геронию Глашу, но и миллионы ее коллег) уже осуществляет представительские функции от лица государства. И, наконец, председатель колхоза Галина. Теперь уже ее акцент в отношениях с противоположным полом заметно переставлен с личного на сугубо трудовое и даже игровое, невсамоделишное соперничество: в ярмарочном соревновании наездников она все же уступает любимому мужчине. «И горьки мне, горьки твои упреки, горячий мой…». Эта женщина-лидер уже признает за мужчиной, недавним защитником и воином, право на равенство и даже крутой характер: все проблемы в идеальной советской деревне сняты! Если рассуждать об обаянии Ладыниной, то список комплиментов сводится к знаковому ряду «настоящая», «природная»... Вкус – природный, интеллигентность – незаемная, феноменальная моложавость – абсолютно естественная, без всяких болезненных сверхусилий… Во всем, что делала эта женщина, совершенно не чувствовалось надрыва, позы. Точно также получилось и с ее уходом из кино. Формально они с Пырьевым расстались по семейным обстоятельствам. Мистика названий еще раз сыграла злую шутку: последним общим фильмом стала лента «Испытание верности», снятая в 1954 году. У Пырьева начался бурный общественный период (в том же году он, среди прочего, он возглавляет «Мосфильм»). Ей в обновленном кино уже нет места (как, впрочем, и Любови Орловой – та не сразу рискнула подтвердить себя в кино после «Встречи на Эльбе», результат же общеизвестен), а сугубо общественной, представительской фигурой Ладынина не стала. Он скоропалительно женится, потом разводится. В воспоминаниях современников и по сию пору можно прочесть: «Но в семью Пырьев больше не вернулся…». Взрослые люди пишут, знающие жизнь. Видимо, слишком сильна была магия их единства, общности. Но начать новую жизнь в кино удалось только ему. И вот уже стихийно родилась легенда о советской Гарбо, закрывшейся в стенах квартиры на Котельнической набережной. Между тем, Марина Ладынина была человеком глубоко вросшим в кинематографическую жизнь столицы и все эти годы была на виду, равно как и ее сын, выбравший материнскую фамилию – Андрей Иванович Ладынин, также ставший режиссером. Деликатность ситуации не позволяла обращаться к ним с досужими, для прессы вопросами. Получать награды и принимать участие в пырьевских ретроспективах Ладынина начнет только в 90-ые. Так получилось, что едва ли не самое последнее свое интервью Марина Алексеевна дала русскому изданию модного журнала: в мире глянца, видимо, не слыхали о «котельнической» затворнице. Корреспондентка шла к живой легенде, чтобы узнать: как же жили «простые советские кинозведы»? Марина Алексеевна проявила себя в высшей степени интеллигентной женщиной, но – именно женщиной. И говорила с журналисткой из гламурного издания, что называется, на одном языке. Вспоминала, в частности, как во время редких зарубежных вояжей наши кинозвезды выбирали духи. Однажды она рискнула приобрести очень небанальный (по сию пору) аромат «Vent Vert» - «Под свежим ветром». В Москве его уж точно ни у кого не было. Однажды, как бы шутя, пожаловалось актеру Алексею Дикому: не увиваются за мной мужчины так, как за другими… «Марина, ты как эти духи – женщина на все времена. Тот, кто понимает, оценит по высшей шкале». Стоит ли говорить, что в эпоху Пырьева подобного мужчины рядом с ней не могло быть по определению. После же… Статус Музы нельзя закрепить в контракте, отсудить при разводе. Марина Алексеевна Ладынина довольствовалась заочной любовью – миллионов поклонников. И, кажется, была вполне счастлива. Не позволила усомниться в своем счастье. (Анастасия Машкова. По материалам программы "Шедевры старого кино") |