|
"Тем временем". Глеб Морев о программеГлеб Морев, главный редактор журнала «Критическая масса»:Программа Александра Архангельского «Тем временем» поднимает, на мой взгляд, очень насущный, очень актуальный вопрос. Искусство и религия проходили разные фазы в своих отношениях. От неразрывной связи, от полной подчиненности искусства религии, которая выражалась в зависимости тематики, мотивов, сюжетов произведений искусства от религии. От этой полной зависимости, которая продолжалась вплоть до Ренессанса, до постепенной «эмансипации» искусства – вплоть до памятной нам критической позиции искусства по отношению к религии, которая в конце 1990-х годов в России привела к заметным общественным конфликтам. С другой стороны, нельзя не заметить, что подлинно великие произведения искусства в основе своей очень часто религиозны. Даже такие, казалось бы, внешне далекие от всякого религиозного культа вещи как произведения русского авангарда. Известно, что знаменитый «Черный квадрат» Малевича невозможно воспринимать вне религиозных доктрин. Недаром на выставке, где он впервые был продемонстрирован зрителям, он был повешен в красном углу, на месте иконы. Эту специфическую для России зависимость искусства от религии иронически отмечал Борис Гройс, когда писал, что в России «невозможно порядочной абстрактной картины написать, не сославшись на Фаворский свет». В последнее время, на мой взгляд, мы видим убедительные примеры религиозного искусства как в России, так и за рубежом. Например, музыка Владимира Мартынова, приглашенного к участию в программе Архангельского, или, если брать визуальное искусство, - видео-инсталляции Билла Виолы, американского художника, который часто следует евангельским сюжетам. Какой ответ на вопрос «возможно ли сегодня религиозное искусство» дадут участники программы Архангельского, гадать сложно, но в любом случае процесс их размышлений, процесс выработки этого ответа представляется мне очень любопытным. Смотрите программу «Тем временем» 24 апреля в 22:35. |