История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Шедевры европейской графики в Пушкинском музее

В Отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка «Шедевры европейской графики из собрания Василия и Николая Басниных». Представители старинного купеческого рода начали собирать редкие книги и гравюры еще в начале XIX века. К началу ХХ столетия их коллекция насчитывала уже более восьми с половиной тысяч уникальных произведений, включая рисунки Дюрера, Рембрандта, Ватто и других мастеров. На выставке в Пушкинском музее представлено около трехсот раритетов. Кроме этого, зрители увидят мебель, семейные портреты, а также архивные материалы, хранящиеся в Историческом музее. Рассказывают «Новости культуры».

Когда-то мебель второй половины XIX века находилась в квартире Василия и Николая Басниных на Большой Молчановке в Москве. Теперь это уже антиквариат. После революции комоды и кресла вместе с фотографиями и архивом семьи оказались в Историческом музее. На выставке в Пушкинском музее будет воссоздан уголок коллекционеров.

«Мы постарались максимально воссоздать пару фотографий, которые мы нашли в архиве Исторического музея, не копируя обои, стены с обоями и развеску картин, поскольку их у нас нет сейчас», – говорит куратор выставки Наталия Веденеева.

Прежде, чем монтировать мебель, ей нужно было придать «экспозиционный вид» – протереть пыль, затонировать царапины. Все это делается специальным составом.

«На основе эмульсии, на основе воска, но заодно нужно придать благородный внешний вид», – поясняет реставратор Максим Бухаров. 

Во одном шкафчике будут размещены уникальные книги из библиотеки Василия и Николая Басниных. Прежде всего, это справочники по гравюре, в том числе знаменитое 22-томное издание Адама Барча, которое до сих пор популярно среди коллекционеров. Баснины собирали также мемуарную и библиофильскую литературу.

«В переплете с богатым тиснением, золотым обрезом. Это роман Мюссе.  Мы открываем его и видим шелковую обложку другого цвета, тонкую кожу тоже в рамке из золотого теснения», – замечает искусствовед Наталья Маркова.  

Чтобы показать шедевры графики из коллекции Басниных понадобилось десять залов. В каждом – оригинальное оформление и свой цвет паспарту. Все для того, чтобы экспозиция не выглядела монотонной.

«Портрет Баснина, работа Мосолова. Это Василий Николаевич Баснин, отец коллекционера Николая Васильевича Баснина. На обороте есть надпись. Сын написал, что портрет очень похож на портрет его отца, очень схож с оригиналом», – указывает куратор выставки Наталия Веденеева.

От века пятнадцатого к веку двадцатого, от гравюр Раймонди и Шонгауэра к офортам Репина и Шишкина –  таков диапазон выставки. Открывают экспозицию самые знаменитые гравюры Дюрера: «Меланхолия», «Святой Иероним в келье», «Рыцарь, смерть и дьявол».

«Эти работы Дюрера, если вспомнить советский кинематограф, появляются в фильме Тарковского "Зеркало", в некоторых других его работах и в картинах других режиссеров», – продолжает Наталия Веденеева.

Французская школа гравюры занимает третью часть коллекции Басниных. Здесь шедевры Ватто, Буше и Фрагонара. Ватто никогда активно не занимался гравюрой, поэтому каждая его работа в этой технике уникальна. Графика Ватто сохранилась благодаря копиям, сделанным Буше с его работ.

«Буше после преждевременной смерти Ватто – известно, что он умер в очень раннем возрасте – был привлечен к работе, затеянной коллекционером и другом Ватто, Жюльеном. Жюльен решил, что надо гравировать все сохранившиеся рисунки Ватто», – замечает куратор выставки.

В коллекции Басниных – сорок офортов Рембрандта. В советское время четырнадцать были изъяты для продажи за рубеж. Тем не менее, сохранились автопортреты Рембрандта, его работы на библейскую тему.

Меньше всего на выставке можно увидеть произведений русских художников. Хотя в собрании Василия Баснина их было немало. В основном, это портреты, представляющие больше историческую, чем художественную ценность. Сын Николай Баснин собирал работы своих современников, художников XIX века. Он пополнил коллекцию рисунками Репина и офортами Шишкина, которые дополнили собрание шедевров европейской графики.