История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Висконти Лукино: Режиссер. "Людвиг" в череде его картин

C 12 апреля (в 23:10) смотрите пятисерийный фильм Лукино Висконти "Людвиг". Это – один из фильмов так называемой "Немецкой трилогии", которая по праву считается непревзойденным образцом воссоздания в кино атмосферы и реалий полувекового периода на рубеже XIX-XX веков. Необычайно красиво снятый фильм о последнем короле Баварии Людвиге II, романтике и идеалисте. В трактовке Лукино Висконти король предстает поклонником гармонии, мечты которого разбиваются о реальность.

Настоящее имя знаменитого итальянского режиссера - Висконти ди Модроне. Родился 2 ноября 1906 г. в Милане, в аристократической семье, умер 17 марта 1976 г. в Риме.

Свою кинематографическую деятельность Висконти начал в 1936 г. во Франции как ассистент Ж. Ренуара в фильме «Загородная прогулка». Его первый фильм «Одержимость» (по роману Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды») в истории кино стал предвестником неореализма. В нем были изображены безрадостная, нищая Италия простолюдинов в противовес парадной фальшивой показухе фашизма, и человеческие страсти, как выражение внутренней силы, не подвластной никакому режиму. Сам Висконти, вернувшись в Италию, примкнул к движению Сопротивления и даже вступил в итальянскую компартию. Он был арестован гестапо, сидел в камере смертников и чудом избежал казни.

Первая его послевоенная картина «Земля дрожит» (по роману Дж. Верги «Семья Малаволья»), следуя неореалистическому принципу документализма, стала образцом высокого искусства. В последующих работах «Самая красивая» и новелле «Анна Маньяни» из фильма «Мы - женщины» Висконти все еще вписывается в неореалистическую систему координат: это и живая жизнь простых людей, правдивые реалии современного быта, ритм города и человеческие страсти. Но уже в следующем фильме «Чувство» (по роману К. Бойто) делает резкий поворот, уходит в историю, с одной стороны, и декларирует живописность формы - с другой. После этой мелодрамы, Висконти на несколько лет уходит в театр, где ставит Шекспира и Чехова, Кокто и Уильямса, оперы Доницетти, Верди, Штрауса.

В 1960 г. Висконти поставил современный фильм «Рокко и его братья» (по роману Дж. Тестори «Мост Гизольфы», специальный приз МКФ в Венеции, 1960) о внутренней эмиграции, о выходцах с юга, пытающихся приспособить свою патриархальную мораль к циничным законам большого города и терпящих фиаско. Начиная с «Рокко» форма семейного романа становится доминирующей в творчестве Лукино Висконти. Он размышлял над темой поколений, традиций, смены исторических эпох и нравственных ценностей. Но главная его тема - красота, гармоническая или дисгармоническая, неизменно присутствует во всем: в пейзажах, интерьерах, людях, костюмах. «Леопард», «Гибель богов», трагедия распада семьи немецких промышленников, равная по масштабу и силе воздействия греческим трагедиям, «Туманные звезды Большой Медведицы», более локальный вариант саги, рассказывающей не просто о распаде семьи, но о конце рода, усиленный мифологическими воспоминаниями и символикой.

Фильмы 70-х гг. могут рассматриваться как единый цикл, связанный внутренней общностью нравственно-философской проблематики и единством стиля. «Смерть в Венеции», «Людвиг», «Невинный»... Многие критики называли эти картины «поиском утраченного времени» и «утраченной красоты». Висконти и в самом деле отдаляется от современной действительности, становится певцом одиночества, поражения, прощания. И все же, словно отвечая на упреки критиков, режиссер снимает современный фильм-завещание «Семейный портрет в интерьере», где «жизнь предстает как поле боя, где сталкиваются молодость и старость. Молодые с их обаянием, жизненной силой, безрассудством, с их упрямым нежеланием верить... И старики - лишенные иллюзий, замкнутые в воспоминаниях, гордые своей опытностью и культурой...» (Л. Висконти) На склоне лет Висконти рассказывал о людях, потерпевших поражение, полагая, что их судьбы печальны и поучительны.

Фильмография: «Одержимость», 1942; «Дни славы», 1945; «Земля дрожит», 1948; «Заметки о происшествии», «Самая красивая», оба - 1951; «Мы - женщины», новелла «Анна Маньяни»), 1953; «Чувство», 1954; «Белые ночи», 1957; «Рокко и его братья», I960; «Боккаччо-70», новелла «Работа», 1962; «Леопард», 1963; «Туманные звезды Большой Медведицы», 1965; «Колдуньи»/ «Ведьмы», новелла «Ведьма, сожженная заживо», 1966; «Посторонний», 1967; «Гибельбогов», 1969; «Смерть в Венеции», 1971; «Людвиг», 1973; «Семейный портрет в интерьере», 1974; «Невинный», 1976.

Использованы материалы:

Режиссерская энциклопедия. Кино Европы. М., 2002.