|
Танеев Сергей. Контрапункт стройного письма25 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Ивановича Танеева - виртуозного пианиста и композитора, директора Московской консерватории, любимого ученика П.И. Чайковского и учителя Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. Смотрите 25 ноября в 14:55 документальный фильм «Контрапункт его жизни», показ которого приурочен к памятной дате.Что такое контрапункт? Если говорить упрощенно, то это строго организованная жизнь музыкальных тем (голосов) внутри полифонического произведения. Внутри фильма, посвященного Сергею Ивановичу Танееву, звучат музыкальные темы из произведений композитора: отрывки кантат «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», хоров на слова Якова Полонского, симфонии до минор и других сочинений. А голоса звучат за кадром – это озвученные фрагменты дневников Сергея Ивановича, переписки с Петром Ильичем Чайковским, а также воспоминания его собственных учеников. Симфония до минор (op. 12) – одна из вершин творчества композитора. Премьерное исполнение, которое состоялась в январе 1898 году в Петербурге, успеха у публики не имело; отношение к симфонии изменилось лишь в 1902 году, после исполнения ее в Москве. Основная идея Симфонии до минор, по словам самого Танеева, – «устойчивая вера в победу света и разума». В музыке, которая развертывает перед слушателем насыщенную философскими смыслами концепцию, явственно различимы основные черты стиля композитора – возвышенная простота, мужественность, элементы драматической экспрессии. Две кантаты – «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», - будучи крупными произведениями с духовной проблематикой, словно бы образуют арку над всеми композиторскими свершениями Танеева. Лирико-философская кантата «Иоанн Дамаскин» (1884) посвящена памяти Н.Г. Рубинштейна. В этом жанре предшественников в отечественной музыке у Танеева не было. Задумав «православную кантату» по типу баховских, Танеев фактически создал «русский реквием». Кантата написана на текст из восьмой главы одноименной поэмы Алексея Константиновича Толстого. Эта поэма – изложение канонического церковного текста – тропаря Иоанна Дамаскина на последование погребения. Обращаясь к библейским образам, Танеев трактует религиозную тему в духе высоких философско-этических размышлениях о смысле жизни и воплощает их в монументальной форме, требующей огромного исполнительского состава. Кантата «По прочтении псалма» (1915) написана на текст Алексея Степановича Хомякова, являющийся поэтическим переложением 49-го псалма. «Без преувеличения можно сказать, что в нравственном отношении эта личность есть безусловное совершенство, - охарактеризовал своего любимого ученика великий учитель Танеева Петр Ильич Чайковский. - И превосходнейшие качества его тем более трудно оценить большинству людей, что он их не старался выказать, и только близкие ему люди знают, сколько бесконечной доброты, какой-то идеальной честности и, можно сказать, душевной красоты в этом невзрачном на вид, скромном человеке». Внутренний драматизм судьбы Танеева велик: творчество композитора с одной стороны затмевала слава великого учителя, с другой – гениальных учеников, Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. Современники прежде всего видели в Танееве энциклопедически образованного музыканта, замечательного педагога и первого русского ученого – музыкального теоретика. Его композиторский дар оставался в тени – но сейчас его музыка воспринимается как пророческое видение путей развития музыкального искусства в ХХ веке. Танеев оказался прав в главном, предвидев, что это искусство пойдет по пути синтеза различных стилистических исканий на основе универсальных принципов музыкального мышления, открытых старыми мастерами-контрапунктистами. Окончив в мае 1875 года Московскую консерваторию по двум специальностям – фортепиано и композиции – с Большой золотой медалью, Танеев вместе со своим педагогом Николаем Григорьевичем Рубинштейном совершил поездку в Афины и по городам Италии, а осенью того же года, уже самостоятельно, приехал в Париж. Он активно занимался самообразованием, посещал концерты и выставки, общался с Иваном Сергеевичем Тургеневым и семьей Полины Виардо, Камилем Сен-Сансом, Анри Дюпарком… На обратном пути в Россию 20-летний юноша составил примечательный документ, своего рода жизненную программу, которой неукоснительно следовал всю жизни: «Я еду из Парижа. Это мое второе заграничное путешествие. Когда я поеду в следующий раз за границу, я хочу быть: a) пианистом; b) композитором; c) образованным человеком. Это, в то же время, цель моей жизни, хотя слово “цель” тут совсем не у места. Действительно, слово “цель” предполагает нечто такое, на чем можно остановиться, какой-то предел, тогда как искусство и наука этого предела не имеют…» (По материалам книги: «Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов». «Урал Л.Т.Д.», 2001). |