|
Да будет сад! "Ленком" открывает сезонМосковский театр «Ленком» открывает новый сезон премьерой спектакля Марка Захарова «Вишневый сад». Впрочем, первыми эту постановку еще летом увидели зрители Санкт-Петербурга. Тогда рецензии были крайне противоречивыми. Кто-то счел спектакль воплощением лучших «ленкомовских» традиций, другие, напротив, решили, что режиссер слишком вольно обошелся с чеховским текстом. Свое мнение о постановке составили «Новости культуры».Задолго до прогона артисты собираются у служебного входа – сделать «последний вдох». Спектакль уже играли в Петербурге, но на родной сцене – все равно как в первый раз. Для Антона Шагина это дебют. Из киношного стиляги-бунтаря он превратился в купца. Роль Лопахина обычно дают актерам, которым за тридцать. Антону – 25. Темперамент дает о себе знать, актер признается: «Приходится входить в рамки рассудительности». Марк Захаров долго выбирал между «Днем опричника» Владимира Сорокина и «Вишневым садом». В итоге решил: вишневому саду – цвесть. Для зачитанного до дыр текста Захаров нашел свои краски. Вишневый сад – предупреждение: и по вашим 6 соткам может пройти железная дорога, и вас никто не пощадит за долги. Лопахин – традиционно разрушитель и стяжатель – становится центром всего действия. Не случайно Чехов хотел, чтоб эту роль играл Станиславский. «Он видел в Лопахине художественную натуру, значит, все не так просто, - говорит Марк Анатольевич Захаров. – Есть купцы у Островского, а есть у Чехова – цивилизованные предприниматели, которые мне симпатичны». В спектакле собран Ленкомовский цвет. Фирс в исполнении Броневого скорее, энергичен и остроумен, чем покладист, а Гаев-Збруев не вызывает и мысли об инфантильности, это человек, заблудившийся во времени. «Он для меня тот человек, которого и жалко, и которого я понимаю, когда он говорит – я человек 80-х годов, - признается Александр Збруев. – Много многоточий, которые зритель сам расставит для себя». Олег Янковский тоже репетировал Гаева. Его памяти посвятили этот спектакль. Марку Захарову «Вишневый сад» напомнил работу над «Обыкновенным чудом». Как и тогда он сделал текст пьесы лаконичней. На все про все – два часа. «Пригодился опыт работы над «Обыкновенным чудом», - признался режиссер. – Я понял, что просто разучить по ролям – это никому не нужно. Трансформация нужна музыкальная и энергетическая». Спектакль получился по-ленкомовски музыкальным и динамичным, порой, на грани фарса. Прописанная Чеховым судьба Фирса претерпит изменения. В финале – стеклянная усадьба рухнет как карточный домик. |