|
Бахрушинскому музею – 115 лет115 лет назад Алексей Бахрушин впервые представил собранную им коллекцию предметов, связанных с историей русского театра. Почти два десятилетия доступ к ней имели только избранные, но после череды выставок, в том числе и зарубежных, собрание передали в ведение Российской академии наук. Музей пережил революцию и мировые войны, распады империй и эпоху безвременья. Сегодня он имеет восемь филиалов. По залам основного здания – особняка на улице Бахрушина – прошлась корреспондент «Новостей культуры».Особняк был построен по специальному проекту московским архитектором Гиппиусом – специально с учетом размещения в этом здании коллекции Бахрушина. Сначала Алексей Бахрушин разместил собрание на цокольном этаже своего особняка, но со временем его семье пришлось потесниться – экспонаты появились и в жилых комнатах. Музей всегда оставался на своем историческом месте, но в его истории были непростые времена. «Интерьеры в годы советской власти, особенно в 1950-е годы, серьезно пострадали. Сейчас мы думаем о серьезной реставрации этих интерьеров. Не пострадали только интерьеры главного входа, главной лестницы», – рассказывают в музее. В 1894 году Бахрушин впервые продемонстрировал свою коллекцию. Тогда о ней узнали только театралы. К делу Бахрушина относились с особым трепетом, и это помогло спасти коллекцию в годы революции. «Благодаря усилиям поколений музейных хранителей коллекция существенно возросла. На сегодняшний день, как вы знаете, она относится к крупнейшим музейным собраниям Российской Федерации и включает более полутора миллионов предметов», – замечает генеральный директор музея Дмитрий Родионов. Мемориально-вещевой отдел один из самых крупных – около десяти тысяч единиц хранения. Это костюмы, нумизматика, фарфоровые статуэтки, скульптуры, начиная с XIX века. Большой архив личных вещей Лепешинской, Шаляпина, Плисецкой. Многие предметы – особенно скульптуры – требуют реставрации. Недавно восстановили проект памятника Гоголю с персонажами. Работа скульптора Ленского. «Были многочисленные утраты деталей, отбиты фрагменты», – говорят сотрудники. На сегодняшний день у музея есть два основных источника поступлений: покупки за счет бюджетных средств и личные дары. Самые значительные поступления последних лет – это документальные архивы. «Это архив балетмейстера Гусева, архив Галины Сергеевны Улановой, балерины, архивы Папанова, Ширвиндта, Сличенко», – поясняет главный хранитель музея Ирина Гамула. Совсем недавно в музей пришло письмо от человека, который рассказал о любви своего дяди и актрисы Веры Комиссаржевской. «Собирал все, что было связано с жизнью этой удивительной актрисы. Вы видите, вот тут марки какие-то, и вот подарок самой Веры Федоровны. Это такой медальон, которым мама благословила ее на сцену», – добавляет Ирина Гамула. Все эти уникальные экспонаты – постоянные участники выставок, которые проходят и в самом музее, и на других площадках. |