|
Полвека российского театра - на одной выставкеПолвека российского театра в рамках одной экспозиции. Государственный Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает на выставку «Художник в зеркале сцены», представляющую более ста театральных раритетов из собрания Валентина Соляникова. Балетные костюмы с личным клеймом Сергея Дягилева, посмертная маска Анны Павловой и театральный эскиз Владимира Татлина, долгое время считавшийся утерянным – у каждого из этих предметов своя «биография», зачастую не лишённая мистики. «Новости культуры» побывали на монтаже экспозиции.Балетные костюмы легендарных «Русских сезонов». К Валентину Соляникову они попали в коллекцию, минуя европейские аукционы, тогда их еще не отреставрировали. Но подлинность - доказана. Валентин Соляников, коллекционер: «Мы знали, что это костюмы к антрепризам Дягилева, что на каждом костюме стоит печать Дягилева, на каждом костюме стоит печать Дягилева, исполнителя, кто танцевал в этих костюмах». Испанский костюм реанимировали в Москве. Серебряная отделка пострадала сильнее бархата. В реставрационных мастерских он прописался не на один месяц. Зато теперь, как новенький. Начало двадцатого века - время театральных экспериментов – Станиславский, Таиров, Мейерхольд провозглашают новый режиссерский театр. Головин, Бакст, Коровин оформляют не только балеты, но и драматические спектакли. Режиссеры не только ставят, но и оформляют собственные постановки. Эскизы Козинцева к «Женитьбе» Гоголя. Нина Айзенберг делает знаменитые костюмы-трансформеры. История эскиза Бенуа к «Даме с камелиями» настолько же интригующая, как и сама история постановки. Главную роль играла Ида Рубинштейн. Ирина Дуксина, куратор выставки: «Готовила ее Сара Бернар, которая исполняла роль Маргариты долгие годы, и потом выбрала себе в преемницы Иду Рубинштейн». Если у каждого театра должен быть свой призрак, то у каждого экспоната - своя история. Тогда его ценность возрастает…Даже если история мифическая. Два эскиза Сапунова к «Принцессе Турандот» нашли на чердаке дома, где жил художник. Валентин Соляников, коллекционер: «Это был один картон, реставраторам пришлось его разрезать пополам. Таким образом мы можем экспонировать обе стороны этого картона». Под бархатом прячется акварель неизвестного художника. Софья Сухово-Кобылина – сестра знаменитого драматурга. Но это не единственное ее достоинство. Татьяна Клим, куратор выставки: «Она была первой в истории женщиной, которая получила золотую медаль как пейзажист за серию пейзажей Крыма». Настоящее потрясение испытали музейщики, когда к ним в руки попал «Август» Татлина. Долгие годы работу считали пропавшей. Ирина Дуксина, куратор выставки: «Когда в девяностые делали каталог Татлина, в него попали все существующие в отечественных и зарубежных коллекциях месяцы, но августа не было, где-то скрывался». Эскиз вернулся под именем Самохвалова, но музейщики быстро идентифицировали в нем недостающий татлинский «Август». В экспозиции - посмертная маска Анны Павловой и портрет еще одной легендарной примы «Русских сезонов» - Тамары Карсавиной. Валентин Соляников, коллекционер: «Работа художника Эберлинга, который знаменит тем, что написал портрет Ленина для знаменитого червонца 1937 года». Очень редкие фотографии, как и сам спектакль. «Венецианских безумцев» сыграли только один раз за закрытыми дверями особняка Носовых. Среди актеров-любителей были самые богатые люди Москвы, известные по портретам русских художников. Пресса восторженно писала об изысканном зрелище, о костюмах и декорациях Судейкина. Татьяна Клим, куратор выставки: «До недавнего времени спектакль был известен только по костюмам, опубликованным в книге 1915 года». У каждого экспоната свои тайны, но при желании их разгадку можно увидеть в зеркале сцены. |