|
Гусев Владимир на "Худсовете"Русский музей – крупнейшее собрание национального изобразительного искусства – отмечает день рождения, и возраст у него весьма внушительный, 110 лет. Для тех москвичей, кому не удастся поехать к имениннику на «Красной стреле» и лично полюбоваться сокровищами одного из патриархов музейной семьи России, придумана специальная акция. Дни Русского музея пройдут в столице, и отмечать их будут разножанрово, с привлечением самой различной публики. Консервативная ее часть отправится на выставку «Крестьянский мир в русской усадьбе» в Исторический музей, а «продвинутая аудитория» уйдет в мир виртуальный, в МГУ, где работает информационно-образовательный центр «Виртуальный мир Русского музея». Кстати, именно этот музей первым в России открыл свои филиалы в Интернете и вообще использует самые современные технологии на благо музейного дела.- Владимир Александрович, а как Вы обновляете эти технологии? Как появилась идея провести дни Русского музея в Москве? - Обновляем мы… Это смело сказано, ещё рано обновлять, мы только начинаем это дело, во всяком случае, мы стараемся. Это не погоня за новомодными технологиями, это стремление использовать их в мирных гуманитарных целях. Что касается нашей акции, её география была достаточно широка. Мы не делаем такой праздник с шампанским и фейерверками. Началось это во Франции, в Париже. Был приём, расширился круг друзей, сделали Ассоциацию французских друзей. - Из Парижа тоже везли какие-то выставки? - В Париже мы были с нашими альбомами на Международной книжной ярмарке. У нас был свой стенд. Потом была Пермь. Как раз, в день основания музей 24-25 апреля, мы открыли выставку «Спасибо, Пермь». Поему Пермь? Потому что в годы войны там 30 тысяч произведений из Русского музея хранились, там был филиал Русского музея. И не только Русский, там же и Третьяковка, и московские музеи спасали от войны свои вещи. И открыли виртуальный филиал там же. Потом был Петербург. У себя дома отметили. Теперь в Москве, в столице, завершаем, отчитываемся о проделанной работе. Музей-то всероссийский. - Почему Вы привезли именно тематическую выставку и именно на тему: «Крестьянский мир в русской усадьбе»? Что Вам подсказало, что это будет наиболее интересно? - Подсказало место, где мы ее проводим. Именно в Историческом музее 75 лет назад начинались первые такие выставки, потом был большой перерыв. Это выставки крестьянского искусства, тогда на народное искусство обратили внимание не только как на предмет материальной культуры, но и как на высочайшее произведение искусства, имеющее художественную ценность. - Наверное, надо уточнить, это не народные промыслы? - Не только. Выставка состоит из двух частей: крестьянский мир в профессиональном искусстве и искусство крестьянского мира – то, что мы называем народным промыслом. Вместе это получается очень яркая красивая картина жизни, может быть, во многом утраченной. Но мы хотим напомнить, что основа России, российской государственности, как любого, наверное, государства, это крестьянская община, село. И извечное стремление украшать окружающий мир, предметы быта, а потом это всё начало сказываться и в профессиональном искусстве от иконы до авангарда. - Владимир Александрович, а если посмотреть сегодня шире на Вашу управленческую политику, что для Вас представляет большую проблему – пополнять коллекцию Русского музея или сохранять уже накопленную? - Пожалуй, пополнять, потому что сейчас государственное финансирование на пополнение коллекции оставляет желать лучшего. Поэтому для нас это важно. Всё, что мы делаем сейчас в Москве, мы делаем не на государственные деньги, а на деньги Попечительского Совета, тех, кого называют благотворителями, меценатами, спонсорами. - Где, как Вам кажется, наибольшие прорехи в вашей коллекции? Что бы Вам хотелось приобрести в первую очередь? - Прорех действительно много, но вообще-то коллекция достаточно цельная, и наша коллекция – это вся история русского искусства: основные школы, направления, жанры. Но приобрести столько вещей, которые появляются в поле зрения, и зарубежных, и в наших коллекциях… - Назовите хоть один предмет вожделения. - Недавно во Франции мы показали три миниатюры, которые носила Наталья Гончарова на груди, которые Пушкин ей подарил: его портрет и портреты родителей Пушкина. Они из коллекции Дягилева, у Лифаря воспроизводились. Они сейчас в частой коллекции во Франции. И они стоят два-три миллиона евро. - Может быть, Ваш музей как именинник в скором времени и получит этот подарок. Будем надеяться. - Может быть… Беседу вела Нара Ширалиева. |