|
Руководитель «праздничного» театра – Рубен СимоновФакты биографии Рубена Симонова: поставил более пятидесяти спектаклей, сыграл множество комедийных, драматических и героических ролей, создал нескольких театральных студий и воспитал не одно поколение актеров. Театру, который он возглавлял почти тридцать лет, критики подарили бессмертный эпитет: «праздничный». Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения известного актера, режиссера, педагога Рубена Николаевича Симонова. Рассказывают «Новости культуры».«Из него получится прекрасный комедийный актер», – сказал Евгений Вахтангов, впервые увидев Рубена Симонова в студии Шаляпина. С 1919 года Симонов работал вместе с Вахтанговым. Первой ролью стал Жозеф в «Чуде святого Антония». «"Карета святых даров", он играл вице-короля. Комедийный образ такого абсолютного развалюхи. Он был вообще очень многогранный», – рассказывают в театре. Вахтанговцы – это имя для всех членов труппы как высокое звание. Актеры практически жили в театре, а посмотреть на репетиции сбегались все: от вахтеров до костюмеров. «Он блистательно показывал. Вы себе не представляете! Я это видела, поэтому я гарантирую вам это. Блистательно показывал и мужчинам, и, что самое интересное, женщинам», – говорит научный сотрудник музея Театра Вахтангова Ирина Сергеева. По воспоминаниям современников Рубен Симонов был невероятно притягательной личностью. Когда в ложе перед спектаклем появлялся его неизменно белый манжет, за кулисами актеры вытягивались по струнке. Они делали все возможное, чтобы понравиться режиссеру. Роль Труффальдино в спектакле «Принцесса Турандот» была его второй работой у Вахтангова. Главный режиссер Симонов решил возродить спектакль в 1963 году. Блестяще играли Юлия Борисова, Василий Лановой, Людмила Максакова. Им было очень легко собираться на репетиции, ведь все, в том числе и сам Рубен Симонов, жили в одном доме в Большом Левшинском. Они кочевали из дома в театр и обратно большой творческой семьей. В квартире Симонова и сегодня все так же, как было тогда. Его внук, тоже Рубен Симонов, продолжает творческую династию. «Это мне здесь, наверное, лет шесть-семь, первые уроки. Это дедушка мне читает вот эт свою книжку "С Вахтанговым", которая только что тогда вышла», – показывает он. Первые уроки режиссуры от знаменитого деда запомнились навсегда, как и его интонации, и большие очки в толстой оправе. «Понимание режиссуры, как он объяснял и отцу и мне: "Понимаешь, самый высший пилотаж, чтобы тебя как режиссера не было видно. Твоя задача как режиссера взять актера на ладонь и отнести его к зрителю"», – рассказывает Рубен Симонов. Столовая была местом встреч. Там Рубен Симонов уединялся и раскладывал пасьянс. Карты были немаловажным атрибутом размышлений. «Это раскладывались судьбы театра, и он очень внимательно и сосредоточенно к этому относился. Когда что-то загадывал и что-то не получалось, он, "надо еще раз", обязательно раскладывал», – вспоминает внук режиссера. На одной стене Рубен Симонов вел дневник встреч. Там отмечены самые важные: Михаил Булгаков, Марлен Дитрих, Борис Пастернак. Перед самой смертью, в шесть утра, Рубен Симонов написал, пожалуй, самое необычное завещание: «Театр Вахтангова должен жить в веках. Каждый из вахтанговцев должен запомнить это на всю свою жизнь. И своей безупречной работой способствовать утверждению дела нашего гениального учителя Евгения Багратионовича Вахтангова». За годы работы Рубена Симонова театр пережил немало трудностей. Тридцатые, когда необходимо было согласовывать каждую постановку с властью; годы войны, когда было разрушено здание на Новом Арбате. Прямо в центр здания попала бомба. Потом труппа нашла временное пристанище труппы в Новосибирске. Однако «театр праздника» – так окрестили его критики – оставался таким даже в самые трудные времена. Семья «вахтанговцев» вошла в историю ярким примером романтичного театра. |