История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Самсонов Самсон: Режиссер нежного и хрупкого кино

Пятьдесят один год назад приз Венецианского кинофестиваля (1955) получил фильм «Попрыгунья» молодого советского режиссера Самсона Самсонова (снятый по его же сценарию). Федерико Феллини подошел после просмотра поздравить его, похлопал по плечу и сказал: «Каро Самсония!» (Саrо по-итальянски означает «дорогой»). Можно представить, как это было важно для начинающего режиссера, ведь он всегда считал Феллини гением...
К 85-летию со дня рождения Самсона Самсонова 23 февраля была показана его картина «Каждый вечер в одиннадцать» (начало в 17:40).

Самсон Иосифович очень ценил Бернардо Бертолуччи и говорил, что именно у таких и надо учиться снимать кино – «иллюзию жизни». Сам он тоже учился у признанных мастеров отечественного кинематографа: Сергея Юткевича, Михаила Ромма, Григория Александрова, Всеволода Пудовкина, Сергея Герасимова. Школа Герасимова имела для Самсона Самсонова особое значение: «Все, что имею – от него. Он открыл для меня мир искусства и был как отец – ведь я детдомовец, родителей рано потерял...» На последнем курсе как режиссер-практикант он участвовал в работе над фильмом Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Режиссерским дебютом стала картина «За витриной универмага» (1955), где состоялся актерский дебют Светланы Дружининой.

За свою долгую жизнь в кино Самсон Самсонов снял более 20 картин самых разных жанров. Ему были интересны и психологический детектив, и комедия, и социально-психологическая хроника, и мелодрама.

Все его фильмы завоевывали любовь зрителей, но самой большой любовью самого режиссера была экранизация классики. Он ставил и чеховских «Трех сестер», и шекспировское «Много шума из ничего», по произведениям Пристли - «Бешеное золото», по произведениям Агаты Кристи «Мышеловку».

По признанию критиков, самой удачной работой, удостоенной множества российских и зарубежных призов, стала экранизация пьесы известного драматурга Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», поставленная Самсоном Самсоновым в 1963 году. На Международном кинофестивале в Канне-63 «Оптимистическая трагедия» была награждена специальной премией жюри «За наилучшее воплощение революционной эпопеи», а на Международном кинофестивале в Мексике премией «Золотая головка Паленке» за правдивый показ русской революции. Режиссеру было важно не только мастерство, но и внешний облик его актеров. В фильмах Самсона Самсонова снимались красивые актеры и актрисы. В «Попрыгунье» играла Людмила Целиковская, в «Трех сестрах» роль Наташи досталась Алле Ларионовой, Наталья Гундарева дарила сияние своих глаз в «Одиноким предоставляется общежитие», а Светлана Крючкова в картине «Синее небо, а в нем облака». Одной из самых красивых актрис была его жена - Маргарита Володина. Именно она создала образ Комиссара в «Оптимистической трагедии». «На Каннском фестивале я показал «Оптимистическую трагедию», и фильм произвел шоковое впечатление. А когда на набережной увидели героиню фильма Маргариту Володину, которая играет комиссара, то не могли поверить, что это одна и та же женщина. Володина – красивая, в длинном шифоновом платье... и вдруг комиссар, отдающий команды, стреляющий в анархистов, женщина строгая, идейная», - вспоминал позднее режиссер. Маргариту Володину режиссер задействовал в таких фильмах, как «Огненные версты» (ей было всего 19 лет), «Каждый вечер в одиннадцать», «Арена». «Три сестры», где она сыграла Машу. После того, как они расстались, для Маргариты Володиной съемок в кино больше не было.

Самсон Иосифович продолжал ставить классику и в тяжелые для российского кинематографа 90-е годы. Сергей Соловьев шутил, что Самсон Самсонов снимает за всех безработных режиссеров. Так, в 1996 году появился его последний фильм - исторический костюмированный - «Милый друг давно забытых лет» - вольная интерпретация рассказа Алексея Толстого «Любовь». «Этим своим фильмом я хотел вернуть нежное, хрупкое кино. Это как бы мой протест против бойкого ширпотреба, которым все заполнено. Я такие фильмы не смотрю. Насилие над природой кинематографа мстит. Нельзя показывать в кино крикливость». В начале своего жизненного пути Самсон Самсонов был художником, но потом его увлекло лицедейство, ставшее главным стимулом в жизни.
Режиссер Сергей Соловьев: «Самсон ставил кино превыше всего, он любил его больше всего на свете. Несмотря на импозантную солидную внешность, он в глубине души всегда оставался ребенком, очень ранимым, потому что влюбленный человек всегда особенно незащищен».

Фильмография Самсона Самсонова на сайте «Мосфильма».

Материалы сайта Фильм ру

Краткая биография режиссера:
Самсон Иосифович Эдельштейн (такова его настоящая фамилия) родился в городе Новозыбково Брянской области 23 февраля 1921 года. С 1939 года – актер «Мосфильма», снимался в эпизодах и учился в Московском областном художественно-педагогическом училище «Памяти 1905 года». В 1949 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). До 1954 года – режиссер Театра-студии киноактера. В 1951-52 годах – режиссер Академического театра им. Вахтангова. С 1954 года – режиссер «Мосфильма».
Народный артист РСФСР (1978).
Скончался 31 августа 2002 года.