История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Михаил Воскресенский на "Худсовете"

По материалам программы от 23 января 2008 года. В гостях у вечернего выпуска программы «Новости культуры» был профессор Московской консерватории, председатель жюри Международного конкурса пианистов имени Скрябина Михаил Воскресенский.

Скрябинский – самый протяженный из отечественных музыкальных конкурсов: в нем четыре тура. И хотя название намекает на монографичность, в конкурсной программе - не только музыка Скрябина, но также фортепианные шедевры других композиторов, например, Шопена и Листа. К участию в нынешнем состязании допущено двадцать пианистов из России, Франции, Японии и Китая. В финале шестеро из них представят свои интерпретации концерта Скрябина. Понятно, что на конкурсе никак не обойти вопросы объективности судейства. В данном случае, организаторы постарались свести к минимуму пресловутый «человеческий фактор». Так, лишь двое членов жюри представляют Россию, кроме того, судьи не выставляют своих учеников, а оценки выступлений участников в каждом туре не суммируются.

- Михаил Сергеевич, Скрябин - наверное, самый экзальтированный, самый мистический русский композитор. И его музыка, на первый взгляд, очень мало отвечает характеру конкурса с его состязательностью, оценками и всем прочим, скажите, как возникла идея скрябинского конкурса, и чем этот конкурс отличается от других?

- Вы знаете, я вообще противник международных конкурсов, я считаю, что спортивное начало, независимо от того, Скрябин это или Шопен, не должно присутствовать в музыке. Хорошо, когда присутствуют пять замечательных пианистов с разной интерпретацией, с разным взглядом, а когда нужно обязательно выбрать одного, это как-то немножечко спортивно. А идея скрябинского конкурса возникла еще при жизни Татьяны Петровны Николаевой – замечательной пианистки нашей, которая была президентом скрябинского общества. Это была ее идея, но, к сожалению, она в 93-м году скончалась, и на мои плечи легла обязанность организовывать этот конкурс. Чем отличается скрябинский конкурс – я должен сказать, что, конечно, Скрябина, может быть, иногда сложно слушать, но это замечательный композитор. Это композитор светлый, это композитор, который всегда стремился к солнцу, свету, победе мысли, к победе духа и, я думаю, что у нас в России есть очень много любителей этой музыки.

- А вот как оценивать такое стремление к солнцу, к победе мысли и духа?
- Надо тогда познакомиться с его жизнью, с его биографией, это была его философия, он очень много работал над тем, как музыка должна отражать жизнь.

- Музыка сложная, и тут, конечно, имеет значение система оценок на конкурсе. Оправдала ли она себя на предыдущих трех конкурсах и хочется ли вам сейчас что-то изменить?

- Вы знаете, мы ничего не будем менять, но оправдала не столько система оценок, сколько вот то правило, которое я хочу очень подчеркнуть, о котором вы сказали, что члены жюри не имеют права иметь своих учеников участниками конкурса. Когда члены жюри не имеют своих учеников, получается совершенно изумительное внутреннее состояние, внутренняя работа, никаких скандалов. Кстати, и с точки зрения публики – все прошедшие три конкурса были приветствованы публикой, решения жюри этих конкурсов. Я считаю, что наш конкурс отобрал трех действительно замечательных музыкантов.

- Конкурс международный, а насколько велик сейчас интерес к музыке Скрябина в мире, и удерживаем ли мы еще пальму первенства в исполнении скрябинского репертуара?

- Вы знаете, как ни странно, я должен сказать, что интерес к музыке Скрябина в мире очень растет. И я знаю массу пианистов, которые записывают циклом все сонаты. Так что интерес на Западе очень растет. Как раз у нас не так уж часто, к сожалению, играют Скрябина. Если сравнить с той популярностью, которой пользовался Александр Николаевич при жизни и сразу после внезапной смерти, в 43 года, то сейчас этот интерес немножечко принизился. И наш конкурс служит тому, чтобы популяризировать это великое имя.

- А что дает скрябинский конкурс участникам?

- Сейчас так много конкурсов на свете, так много победителей, что сказать, что конкурс сразу сделает человека пианистом мира, очень трудно. Конечно, надо очень сильно бороться, все время хорошо играть, потому что хорошие концерты не запоминаются, а вот плохие помнят все. Это ведь только первая ступень, когда человек получает первую премию, это его первая ступень в карьере. Дальше он должен все время доказывать, что он хороший, что он замечательный музыкант, чтобы публика на него покупала билеты.