|
Фестиваль памяти классика московского концептуализма«Смотр приговских идей» – так говорят о фестивале, открывшемся в Москве и посвященном памяти Дмитрия Александровича Пригова. Поэт, художник, писатель, музыкант, философ, «неканонический классик», он всегда стремился к эксперименту и расширял границы современного искусства. Концепцию приговского видения арт-процесса постарались отразить организаторы смотра «Пригов-фест», который обещает быть мультимедийным и разножанровым. Начался фестиваль вполне в духе приговского творчества – с перфоманса и музыкальных инсталяций. Из театра «Школа драматического искусства». Рассказывают «Новости культуры».Чаша Грааля, пожелтевшие газеты, канаты – все это атрибуты многих инсталляций Дмитрия Пригова. Художница Елизавета Дзуцева использовала их на свой лад. Так, приговские канаты, символизирующие связь между человеком и космосом, превращаются у нее в лестницу. Вот только взобраться по ней на небо вряд ли удастся. Зато можно посидеть на белых стульях – это тоже инсталляция Дзуцевой – или пройти между ними. Объекты художницы функциональны и органично вписались в интерьер театра. Она предлагает не только вспомнить Дмитрия Пригова, но и включиться в предложенную ей игру. «Я заставляю пройти в стулья, спотыкнуться об обмотанные внизу канаты. Ну, конечно, залезть по лестнице не заставляю. Но вот это была моя идея внутри инсталляции человека самого туда войти», – поясняет Елизавета. В театральной среде у Дмитрия Пригова осталось много друзей, единомышленников и почитателей его таланта. В спектакле «Малороссийские песни» звучали его стихи. Пригов умел просто говорить о сложных вещах и добираться до их сути. «Может быть, принципиальным, нарочитым подчеркнутым отсутствием пафоса. Кроме тех случаев, когда пафос был художественным ходом. Такой разоблачительный пафос», – говорит директор театра «Школа драматического искусства» Алексей Малобродский. Памяти Пригова авангардный немецкий композитор Бернд Шультхайс посвятил специально написанную для фестиваля композицию «8 ожиданий». Музыка передает восемь разных состояний. Она написана на тексты Пригова, которые прозвучали в исполнении его сына Андрея. «Я буду читать один из его текстов – своего рода мантра. Называется "Исчезновение". Он, по-моему, ни разу не читал с оркестром», – замечает Андрей Пригов. Еще одно посвящение Пригову – от друга, композитора Владимира Мартынова. В его исполнении прозвучали сочинения « Бриколлаж» и «Новая книга танцев». «Эта вещь соотнесена с творчеством Дмитрия Александровича и связана с различными состояниями самого композитора, который обсуждал эту вещь, разговаривал с ним», – отметил куратор программы фестиваля Виталий Пацюков. |