|
Джордж Роберт: «Джаз – явление транскультурное»Американского джазового музыканта Майкла Брекера часто называют величайшим саксофонистом последней четверти ХХ века. Он был одним из лидеров мировой джазовой сцены. На его счету пятнадцать наград «Грэмми». Два года назад музыкант ушел из жизни. Осталась его музыка и многочисленные поклонники, среди которых – швейцарский джазовый коллектив «George Robert Jazztet» и его руководитель Джордж Роберт. Музыканты ансамбля посвятили памяти Майкла Брекера программу «Remember The Sound». Минувшим вечером она впервые была представлена в Москве. Рассказывают «Новости культуры».Глядя на этих свингующих музыкантов, трудно поверить, что все они преподаватели джазового отделения Лозаннской консерватории. Им не свойственны строгие пиджаки, портфели и хмурый взгляд. Стихия этих педагогов – джаз. «Джаз – это комбинация европейской культуры и африканской, а зародилась она на американской почве. Поэтому джаз – явление транскультурное. Джаз сегодня играют во всем мире. Его язык понятен без перевода», – говорит Джордж Роберт. Посвятить свой первый альбом памяти Майкла Брекера музыканты решили неслучайно. Многие из них лично были знакомы с легендарным саксофонистом. «О разных этапах его карьеры мы попытались рассказать на языке музыки. Наш альбом – это не подражание. Мы создаем свою музыку. Просто она пропитана энергетикой Майкла Брекера», – поясняет Джордж Роберт. Энергетика – первое, что приходит на ум при упоминании слова «джаз». В энергетике, наверное, и есть секрет этой музыки, ее магия. «Джаз должен возбуждать. Если ты не можешь устоять на месте, тебе хочется танцевать, двигаться, когда слышишь музыку – значит, это джаз. Если нет – что-то другое», – считает пианист ансамбля «The George Robert Jazztet» Эмиль Спани. Этому музыкальному коллективу всего один год, но на карте его гастролей уже отмечены Франция, Бельгия, Германия, Австрия. С российскими слушателями минувшим вечером состоялось первое знакомство. На обычный вопрос – что музыканты ожидают от этого знакомства – можно получить необычный ответ. Джазовый. «Полная импровизация. Никаких ожиданий. Когда выходишь на сцену с какими-то ожиданиями, может произойти две вещи: то, чего ты ждал – и тогда никакого сюрприза, или все пойдет не так, как ты хотел – и будет разочарование. Поэтому мы ничего заранее не загадываем», – заверяет Эмиль Спани. Именно поэтому на сцене они каждый раз удивляются и удивляют. |