История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Очарованный странник» на концертной сцене Мариинки

Что такое загадка русской души, лучше Лескова никто не знает, убежден Родион Щедрин. Композитор специально приехал в Петербург на премьеру своей оперы «Очарованный странник». Это сочинение было написано Щедриным в 2002 году и впервые было представлено в Нью-Йорке. Американцам опера понравилась. Подробнее о российской премьере «Очарованного странника» рассказывают «Новости культуры».

«Очарованного странника» Родиона Щедрина почти пять лет назад первым увидел Нью-Йорк. После столь длительной паузы его показали в Санкт-Петербурге. Российская премьера состоялась в новом Концертном зале Мариинского театра. Это произведение изначально создавалось по заказу Нью-Йоркской филармонии. У нее было монопольное право на сочинение Щедрина сроком на два с половиной года. Когда это время истекло, стали думать о выступлениях в России. Все билеты давно были раскуплены. Кассир устало объяснял, что мест нет. В зале был аншлаг. Люди стоя аплодировали великому современнику.

Щедрин пишет о России. Все его оперы и балеты опираются на сюжеты великих русских писателей – Гоголя, Чехова, Толстого и, конечно, Лескова. Про «Очарованного странника» Щедрин всегда говорил: «Этот сюжет жжет мне душу и сердце». «Действительно, это была моя мечта. Лесков – один из моих самых любимых писателей, и если говорить о национальном характере, ментальности, то лучше Лескова на эти вопросы никто не ответил», – считает композитор. Он написал своего «Очарованного Странника» невероятно быстро – за полтора года, на одном дыхании и без единой поправки. Впрочем, Щедрин всегда так работает. У сочинения очень сложная партитура. Музыкальные жанры, как добрые соседи, живут в одной опере. Колокольные перезвоны, пастушьи мелодии, стилизация старинных деревенских плачей и даже цыганский романс. Чтобы понять, как сложно это исполнить, нужно хотя бы раз услышать.

«Все, что пишет Щедрин, сложно. Невероятно сложно. Но если это одолеть, тогда будет понятно, что это шедевр», – утверждает супруга Родиона Щедрина, прима-балерина Большого театра России, народная артистка СССР Майя Плисецкая. Для этой оперы температура ощущений должна быть не 36, 6, говорит мастер, а, как минимум, 39. В идеале, даже 40. Такой накал организму не повредит, уверяет автор. Музыка должна будить сердца выразительно и вдохновенно, как «Очарованный Странник».