|
Спектакль «Липсинк» – проза жизни, вознесенная до уровня поэзииНа Чеховском фестивале канадский режиссер Робер Лепаж представляет постановку «Липсинк». В этом году мастер привез на фестиваль не четыре спектакля, как в прошлый раз, а один. Спектакль «Липсинк» монументальный, хотя и не рассчитан на внешний эффект. Режиссер снова нашел новую грань, способную переломить зрительское внимание в нужную ему сторону. «Липсинк» – это кинематографический термин, который означает совпадение движений губ актера на экране и его речи на звуковой дорожке. Впрочем, на этом параллели с кино не заканчиваются. Рассказывают «Новости культуры».Робер Лепаж два года назад заявил, что больше не работает в кино. Теперь его новая страсть – опера. В прошлом году режиссер поставил «Замок герцога Синяя борода», а его драматические спектакли представляют смешение жанров. «Сегодняшний театр в Квебеке находится под большим влиянием кино. Публика очень отличается от той, что была в 1970-е. Клиповое сознание – это не пустое слово. Я считаю, что не стоит потакать публике, но нужно помогать ей, поэтически осмысляя этот новый язык», – говорит Лепаж. В этом спектакле много отсылок к кинематографу. По сюжету одна из героинь озвучивает свою роль в кино. Неожиданно звучит плач ребенка. Еще одна героиня – певица, которая пытается вспомнить голос своего отца. Она приглашает на озвучку домашнего видео актера, а потом сама становится у микрофона. Затем ее голос с помощью техники трансформируют в мужской, и она понимает, что слышит голос отца. В «Липсинке» смешение голосов – ключевой прием Лепажа. Он исследует человеческий голос и представляет его как уникальный способ самовыражения. Лепаж показывает несколько ипостасей голоса: поющий, смеющийся, говорящий, внутренний и даже шизофренический. В спектакле заняты не только драматические актеры, но и певцы – оперные и блюзовые. «Я давно работаю со смешанным составом и понял одну очень важную вещь: ко всем актерам нужен один подход. Тем более, что основное внимание в этом спектакле я уделяю тексту и слову, и ко всем у меня одно требование: сконцентрироваться на том, как звучит со сцены голос», – рассказывает режиссер. Девять героев в течение спектакля путешествуют, пускаются в авантюры, теряют и находят друг друга на расстоянии тысяч километров. Актеры говорят на нескольких языках. В столкновении разных культур Лепаж видит особый смысл. У спектакля нет литературной основы – все истории были придуманы на репетициях. Каждый актер предложил ситуацию, которая случилась с ним в реальной жизни. В процессе работы эти истории обросли подробностями. Актриса Ребекка Бланкеншип по сюжету усыновляет ребенка, и это – факт из ее собственной жизни. Ее история проходит через весь спектакль и заканчивается тем, что подросший сын прощается с матерью, начиная свою собственную новую жизнь. «Больше всего меня трогает в Лепаже то, как он берет обыденные истории и возносит их до уровня поэзии. Каждый день сотни сыновей оставляют своих матерей, и все воспринимают это как прозу жизни. А Лепаж показывает это как невероятно поэтичную ситуацию», – замечает актриса. Московский зритель сможет увидеть спектакль целиком еще один раз, в воскресенье. А с понедельника «Липсинк» будут показывать по частям в течение трех дней. |