|
Угаров Валерий. Мультфильмы для особых ангеловРежиссеру, сценаристу и аниматору Валерию Угарову исполнилось 65 лет. Один из самых задорных и познавательных его мультфильмов про вечно сталкивающихся «На задней парте» отличницу Знайкину и двоечника Лейкина был показан для самых маленьких (и бывших когда-то такими) с 14 по 16 марта:14 марта – в 12:55 выпуск 1; 15 марта – в 12:25 выпуск 2; 16 марта – в 12:10 выпуски 3 и 4. Друзья и коллеги нежно называют его «Угарушкой». Он - необычайно добрый и трогательный человек... В марте 1941 года родился один из самых талантливых режиссеров российской анимации Валерий Михайлович Угаров. Конечно, знаменитым он стал не сразу. Для начала в 1959 году окончил Московскую художественную школу им. Сурикова. В 1961 окончил курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». В 1964-68 годах учился в Московском архитектурном институте на вечернем факультете. В 1971 Валерий Угаров снял свою первую режиссёрскую работу - «Разгром» на стихи Эдуарда Успенского, которая и поставила его в ряд талантливых и перспективных молодых режиссёров: «На одном дыхании работал над этим фильмом. Это ведь был мой дебют. Подражать кому-то из признанных мастеров в мультипликации невозможно. Как можно подражать в способах оживления?» Валерий Михайлович считает, что в режиссуру рано входить с 16-18 лет - молодым не хватает жизненного опыта: «Профессия режиссера – результирующая. Это результат всей его жизни. Я окончил Московскую художественную школу, и хотя в моей характеристике было написано, что я склонен к точным наукам, я был рекомендован во ВГИК. Но, слава Богу, я туда не попал…». Валерий Угаров не перестаёт повторять, что настоящий режиссёр начинается после сорока. Образцом для начинавшего свой путь режиссёра, как и для многих российских мультипликаторов, когда-то стал замечательный мастер мультипликации Федор Савельевич Хитрук, но со временем пришло понимание, что самый главный учитель – это ежедневная работа: «Создание мультипликационного кино – очень трудоемкий процесс. Десятиминутный фильм нужно делать шесть-семь месяцев. Мультипликатору нужно иметь в голове определенный "винтик". Рисовать, рисовать… Я был одним из основателей "Веселой карусели", был такой сборник мультипликационных фильмов. Мы старались каждый раз делать сюжеты в новой технике, придумывать что-то новое, оригинальное». С 1971 года Валерий Угаров работал на киностудии «Союзмультфильм». Ему довелось работать на таких картинах, как «Рики-Тикки-Тави», «Жил-был Козявин», «Маугли», «Ну, погоди!», «Винни Пух идёт в гости» и многих других. С 1973 года Угаров активно снимает сам. Наиболее популярным фильмом Валерия Угарова до сих пор является «Шкатулка с секретом» – своеобразная миниатюрная опера по мотивам известной сказки Владимира Одоевского «Городок в табакерке». Среди других известных работ Угарова – «На задней парте», «Халиф-аист», «Наваждение Родамуса Кверка», «Сапожник и русалка». С начала 90-х годов Валерий Михайлович трудится на студии «Кристмас-Филмз». Созданные там фильмы – «Волшебная флейта» и «Волшебная кисточка» были отмечены профессиональными наградами («Волшебная кисточка» - МКФ «Золотой витязь»-1998, приз «Серебряный витязь»; фильм участвовал в фестивале Таруса-1998). Сам Валерий Михайлович видит и невеселую сторону сотрудничества с западными мультипликационными компаниями: «После развала Советского Союза остатки "Союзмультфильма" работали на Англию. К сожалению, российский зритель не увидел тех фильмов, которым рукоплескал весь мир, которые представлялись как шедевры английской анимации, получали международные призы и премии, но делались руками, душой и сердцем российских режиссёров и художников. Мне не стыдно за эти работы: "В поисках Олуэн", "Иона", "Волшебная флейта", "Рассказ Купца" — сюжет из номинированных на "Оскар" "Кентерберийских рассказов", "Волшебная кисточка" и "Пастух Тумур"». Сегодня Валерий Угаров - член всевозможных жюри при фестивалях анимации в России и за рубежом, Заслуженный деятель искусств России, член Союза кинематографистов России, номинант премий «Оскар», «Ника» и многих других. Он руководит собственной творческой мастерской во ВГИКе, занимается преподавательской деятельностью, признаваясь, что ему это нравится. Валерий Михайлович знает для чего, а самое главное - для кого - он работает: «Анимационное кино – это сверхкино! Вы постоянно находитесь внутри магического процесса. Для кого мы делаем мультфильмы? Для детей. Они – маленькие люди, они – наполовину ангелы. Они знают то, чего мы не видим. Они ведь рисуют совершенно свои образы, которые нельзя в прямом смысле назвать "шкафом" там, или "утюгом". У них свое видение мира. Для них нужен особый киноязык». Одно время Угарову казалось, что российская анимация сходит на нет, потому что пришла свобода выражения художника, а когда все можно, то не хочется напрягаться и рождать что-то новое. По его мнению, талант может реализовываться только под давлением, когда на него действует это самое «Нельзя»: «Когда я рисовал "Халифа-аиста", мне все говорили, что так рисовать нельзя, это неправильная техника, плохой стиль. И от этого давления появлялось большое желание раскрыться, показать себя. Сегодня же аниматорам позволено все, так что без давления мы просто лежим и ничего не делаем». На самом деле не все так застойно, и сам Валерий Михайлович готовит к выходу полнометражный анимационный фильм, который замысливался как сериал - «Бабка Ёжка и другие». История о воспитании маленькой девочки доброй «нечистой» силой – красавицей Бабой-Ягой, Лешим, Кикиморой, Водяным, Кощеем. По материалам сайта Аниматор.ру и интервью Вячеслава Прудникова с Валерием Угаровым «Я не хочу идти вперед…»// Вестник Кипра. 24 июня 2005 года. Вып.508. |