История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Ивашов Владимир. Герой не нашего времени

28 августа 2009 года исполняется 70 лет со дня рождения актера Владимира Ивашова. К этой дате был приурочен показ документального фильма "Звездная роль Владимира Ивашова" (27 августа, в 21:15).

«Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни», - таким было кредо Владимира Ивашова.
Он родился в рабочей семье. Отец работал на авиационном заводе, мать – швеей на фабрике. После окончания школы в 1956 году поступил во ВГИК (начинал у Григория Козинцева, окончил в 1963 году, мастерская Михаила Ромма). Учился легко, но никто не предполагал, что он станет знаменитостью в 19 лет.

Еще на втором курсе ВГИКа Владимира Ивашова пригласили на главную роль в фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате» (1959). После выхода на экраны этого фильма на актера свалилась неслыханная популярность. Так угодно было судьбе, что самая первая его роль стала самой яркой. Снимать должны были Олега Стриженова, но его возраст и внешность аристократа показались режиссеру неподходящими. Нужен был 17-летний герой, наивный и пылкий, с юношеским максимализмом в глазах, искали молодого человека, который еще не успел повзрослеть. От Владимира Ивашова требовались только естественность и искренность при создании образа рядового Алеши Скворцова, но для начинающего актера это и было самым трудным. Он был настолько органичен в этой роли и настолько прирос к ней, что в дальнейшем ему было очень трудно перешагнуть через сложившийся стереотип. Ивашов много снимался, режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, но в памяти зрителей он остался актером одной роли.

Григорий Чухрай о герое своего фильма Алеше Скворцове: «По биографии это простой крестьянский парень из русской глубинки. Но вглядитесь в него – похож этот юноша на деревенского парня? Да ничуть. Это скорее принц. Светлый отрок. Или тот самый "милый" из русских песен, кто всегда лучше всех: статный, гибкий, красивый, нежный. А зовут его как? Алеша. Звучит как мягкий сумеречный шёпот. А фамилия у него какая? Скворцов. Он птица весенняя. И что он делает все экранное время? Да просто все приходит на помощь. Он защитник и заступник, он не бросит, он поможет, отведет беду. Алеша Скворцов – символ русского народа. И вместе с тем он - живой. Он искренний, естественный. Доверие к нему – теплое и настоящее. Алеша - часть человеческой общности, скрепленной бедой. Его жизнь только начало жизни. Это безгрешная душа. Лучшие всегда умирают первыми».

Фильм Чухрая собрал в прокате 30 миллионов зрителей. В Каннах получил приз как лучший фильм для молодежи и приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества». Григорий Чухрай вспоминал: «Реакция зрителей в Каннах нисколько не отличалась от реакции где-нибудь в Рязани или в Тбилиси: там же смеялись, там же затихали, там же плакали».

Все еще будучи студентом ВГИКа, Ивашов снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Семь нянек» (1962) и других. После окончания ВГИКа Ивашов вместе с супругой Светланой Светличной в 1963 году поступили на службу в Театр-студию киноактера. В 60-е годы он много снимался. Сыграл Печорина в «Герое нашего времени» (1965), адъютанта Приходько в «Железном потоке» (1967), адъютанта полковника Кудасова в «Новых приключениях неуловимых» (1968). Он прекрасно пел под гитару. Песня «Русское поле» в его исполнении («Неуловимые») стала навсегда его визитной карточкой. Всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) на «Таллинфильме» был снят фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Ивашов сыграл разведчика. Стал народным артистом РСФСР (1980). Получил серебряные медали имени Александра Довженко (1975, за участие в фильме «Пламя», 1982 — «Право на выстрел»).
В марте 1995 года, не дожив полугода до 56 лет, Владимир Ивашов ушел из жизни, но не из памяти тех, кто его любил, тех, кому он всегда отвечал взаимностью.

Природная простота и благородство не дали Владимиру Ивашову стать звездой в полном смысле этого слова. Его не прельщали ни деньги, ни слава, ни обилие поклонниц. Особенно это стало ощутимо и понятно в последние годы его жизни, когда заслуженный артист России, приняв, но, так и не сумев понять все, что произошло со страной и с кинематографом за годы перестройки, стал рабочим в строительной фирме.

Актер Валерий Баринов рассказывал: «Началась полоса, и не только в его жизни, она началась в жизни, вероятно, всего кинематографа, когда мы проходили пустые коридоры "Мосфильма"… Я помню, я пришел озвучивать картину, и прибежала Нина Григорьевна – ассистент (сейчас не помню ее фамилию), она сказала: "Валера, иди, там сейчас будут режиссеры…". Я тогда впервые услышал это слово – "кастинг". Я вошел. Стояла группа актеров, и стоял Володя. Я ужасно обрадовался и говорю: "Володя, а что тут?" - "Тут, - говорит, - пробы, сейчас будут подбирать артистов". - Я говорю: "А для чего?" - Он говорит: "Для рекламы". Легенда нашего кинематографа! Рядом стоял человек, за которым бегали толпы...»