Neverwinter online купить астральные бриллианты www.neverwinter-diamonds.ru.

История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

"Карточный дом". Игорь Шайтанов о Зинаиде Серебряковой

Игорь Шайтанов, доктор филологических наук, литературный секретарь премии "Русский Букер":

Бывают авторы одной книги… Не потому, что он написал одну, а потому, что одна вырвалась на такой уровень известности, что другие, может быть, не уступая ей по качеству, далеко отстают по популярности. Для меня долго Серебрякова оставалась автором прежде всего одной картины – "Перед туалетом". Увидел ее первой, еще в детстве – на художественной открытке. Молодая женщина в утреннем платье, полуспадающем с одного плеча, с голыми руками, перед зеркалом. Причесывает длинные волосы… Смотрит на нас? Или в зеркало, отражающее туалетный столик перед ней, комнату позади нее. Ранняя вещь – 1909.
Но тогда имя ничего не сказало – об эмигрантах (хотя в этом случае – дружественном) не слишком было принято говорить. Позже узналось – из семьи Бенуа по матери. По отцу – Лансере. Тот самый Евгений Лансере, чьи бронзовые лошади скачут по всем музеям страны. Для меня своего рода игра: входишь – где Лансере? Вот он. Значит, все в порядке. Настоящий музей.
Потом уже увидел другие работы Серебряковой: другие замечательные автопортреты, изображения крестьян в 1916-17 годах…
Что поражает на том портрете? Моментальность происходящего – волосы перехвачены рукой, в движении. Но одновременно – момент не импрессионистически текучий, а застывший, остановленный в своей сиюминутности, превращенный в момент культурной памяти. И в позе женщины, и в манере художницы – что-то классическое. Модерн с его стремлением увидеть и запечатлеть в красоте – полуулыбка губ и глаз.
В этой современности и сиюминутности проступает классическое и вечное. Так же и крестьянские портреты. Время – накануне революции. Но ничего смутного, беспокойного. Эпическое достоинство в каждом движении и позе: хлеб режут, косят, спящая женщина. Вспоминаешь, что это не только время "Мира искусства", но время открытия русского портрета XVIII века, открытие Венецианова.
Современность, увиденная не под знаком разрушающего движения времени, а уплывающая – мгновение за мгновением – в вечность культурной памяти. Нам сейчас это трудно понять. И этого не хватает.

К юбилею Зинаиды Сребряковой 13 декабря 2004 в 15.15 был показан фильм "Карточный домик".