История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Русская классика на Биеннале современного искусства

Проекты Третьей Московской биеннале современного искусства, размещенные в залах Литературного музея, объединяет одна тема. Авторы всех экспозиций исследуют взаимоотношения слова и изображения на примерах хрестоматийных произведений русской литературы. В проектах – индивидуальных и коллективных – задействована классика: поэма Гоголя «Мертвые души», роман Чернышевского «Что делать» и русские частушки. Рассказывают «Новости культуры».

Душ, душа, душонка, души – художники придумывают собственные истории, не похожие на чичиковскую. Причем, их надо не читать, а просто рассматривать. Иногда можно стать соучастником проекта. Например, если сесть на диван к задремавшему Мишке, то его душа начинает парить. Иную историю даже не нужно придумывать. Она рождается сама собой. Куратор Вера Погодина позвонила Виктору Скерсису в Америку и попросила придумать собственную трактовку поэмы «Мертвые души». «Он говорит: "Я не понял, какие-такие уши?", и нарисовал уши. Это такая ирония», – рассказывает Вера.

Мария Константинова обыграла выражение «Отбросить коньки», и это получилось у нее совсем не страшно.

Гор Чахал подошел к теме философски. Он постарался воспроизвести второй том сгоревших «Мертвых душ» и разгадать замысел Гоголя. «Как будто эти слова просто высвечиваются из этого горящего тома. Они как будто переходят в другую субстанцию. И сделано это по принципу обратной перспективы, как в иконописи. Тут еще своя мифология, внутри самой работы», – поясняет Вера Погодина.

Пока одни художники пытаются показать душу леса, животных, птиц, другие изображают следы деятельности человека: перегоревшие лампочки, старые стельки, радиодетали. Кто-то делится душевными переживаниями, а кто-то пытается принять душ. «Сергей Шутов сделал "мертвый душ", даже с мертвой водой. Вот здесь вода уже превратилась в другую субстанцию», – показывает куратор выставки.

Аннушка Броше решила высказаться на тему глобального вопроса: «Что делать?», поставленного когда-то Чернышевским. Она создала инсталляцию «Сны Веры Павловны». Три стола, заставленные посудой, передают различные состояния главной героини, символизируют переход от хаоса к порядку. К тому же, чаепитие – это, пожалуй, единственная слабость, которую позволяет себе Вера Павловна. На первом столе зрители видят довольно странные чайники и чашки. «Все свойства вещей и все свойства жизни извращены. То есть два носика у предметов, у них перевнрнуты ручки», – рассказывает Аннушка Броше.

Художницу Марию Арендт вдохновляют частушки. Ее проект называется «Шито-крыто». «Мне показалось, что первая часть частушки – это что-то напоминающее японское хокку, что-то классическое, невинное и изящное. А дальше – все остальное – сюжет остается за кадром», – поясняет она.

И все-таки одну частушку художница процитировала. «Привезли в семью клеенку в красную горошинку. Отвяжися все плохое, привяжись хорошее».