История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Гоголиада» в Мариинке

Торжества, посвященные 200-летию Николая Гоголя, начались задолго до 1 апреля. Однако основные мероприятия запланированы именно на сегодня. В Москве, в Малом театре пройдет торжественный вечер, в котором примут участие видные деятели культуры. Зрителей ждут театральные и кинопремьеры, в том числе премьера нового фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба». А в Мариинском театре дату отмечают экспериментальной постановкой. Сегодня вечером там состоится премьера спектакля «Гоголиада». Это три одноактные оперы, созданные молодыми композиторами, по произведениям классика. Подробности – в репортаже «Новостей культуры».

Из трех частей «Гоголиады» лишь «Коляска» сделана с намеком на XIX век. В «Тяжбе» зритель увидит офисный стиль середины века ХХ. Черно-белая комедия. «Гоголь весь проникнут мистическим ощущением. Но если вынуть одну букву, он становится комичным, и у нас она выкинута», – поясняет постановщик оперы «Тяжба» Антон Коваленко.

Избавиться от прозы, не поступившись поэтикой. Как ни пародоксально, композиторы говорят, что именно из-за музыкальности гоголевского языка его очень сложно петь. Так, известные диалоги из пьесы «Тяжба» идут речитативом, а текст главных арий и вовсе пришлось переписать.

Их было одиннадцать – талантливых, молодых и неизвестных. За четыре года до юбилея классика Мариинский театр объявил конкурс на лучшую гоголевскую оперу. Главный приз – сценическое воплощение мечты. Победили трое, из их опер и составили «Гоголиаду». Все три акта объединяет смелость подхода.

Молодые композиторы не боятся классики. Они с ней даже играют. К примеру, тетушка Шпоньки вначале должна была быть дядюшкой. Автор писал партию для баса или тенора. Однако в театре такой вольной трактовки Гоголя не одобрили.

Если режиссерские эксперименты в чем-то пришлось ограничить, то композиторам мешать не стали. В опере наравне с русскими народными появились популярные эстрадные мотивы. «В чем похулиганили? В конце хотела добавить ритм "We will rock you". Не знаю, сделали или нет», – рассказывает композитор оперы «Шпонька и его тетушка» Анастасия Беспалова.

Премьеры с интересом ждет не только композитор, но и сам Николай Васильевич. Вот уже почти сто пятьдесят лет он взирает с плафона прямо на сцену Мариинского театра. Как говорят некоторые особенно строгие критики, на этот раз он смотрит на все происходящее с легким укором.