История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Рок-группа и симфонический оркестр – «за» и «против» творческого союза

Нынешняя осень в России урожайна на совместные рок-симфонические проекты. Юбилей группы «Воскресение», мини-гастроли по России Джона Лорда – бывшего музыканта «Deep Purple». Накануне группа «БИ-2» отработала концерт вместе с Симфоническим оркестром МВД России. Начало подобных проектов относится к 1960-м годам. Первыми, конечно же, были «Beatles», затем гремели «Kiss» и Мельбурнский симфонический, «Scorpions» и Оркестр Берлинской филармонии. И все же такие выступления по-прежнему считаются исключением из правил. «За» и «против» подобного музыкального союза – в специальном репортаже «Новостей культуры».

На репетиции в ожидании двух солистов 65 музыкантов отрабатывают не совсем привычные для симфонического оркестра партии. Строго говоря, это не репетиция, а «саунд-чек». Терминологией овладеть гораздо проще, чем совладать с эмоциями.

Кажется, это совсем не их территория – расположиться симфоническому оркестру на клубной сцене практически невозможно. Да и в зале соберется совсем не их аудитория, которая нечасто, а может и вовсе впервые, услышит скрипку или виолончель вживую. Впрочем, и рок-музыкантам в таком окружении тоже непросто.

Дирижер Феликс Арановский считает это действо чем-то вроде культпросвета. Он до сих пор вспоминает свои первые шаги на этом извилистом пути.

«Я не помню, где это было. Я выхожу, поклонился – шум. Я поворачиваюсь – шум, поднимаю руку – шум, свист. Я дождался, пока более-менее стихнет, махнул палочкой, заиграла арфа. Там такая роскошная гармоническая тема у струнных – и зал замолчал, и молчал уже до самого конца. Вот так мы победили», – рассказывает дирижер.

История таких побед на мировом уровне начинается с «Beatles». Они первыми решились на подобный синтез. В конце 1960-х выразительными средствами из арсенала классики пользовались «Deep Purple». В 1980-х наступил перерыв, связанный с эрой электронной музыки, который прервал Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье с их триумфальной «Барселоной».

Настоящий ажиотаж в союзе рока и классики начался после «Metallica». Девятый альбом культовой группы вышел совместно с Симфоническим оркестром Сан-Франциско.

«В этом нет ничего нового. Сама по себе музыка вышла из оркестра, и случился момент, когда некоторые инструменты из оркестра стали соединяться в квартеты, квинтеты и стали называться группами. Никаких открытий с нашей стороны не произошло. Мы использовали хороший опыт», – поясняет Лева БИ-2.

В 2003 году «БИ-2» начали сотрудничать с Симфоническим оркестром МВД – тогда еще Оркестром Налоговой полиции. С тех пор музыканты сыграли десятки концертных программ и записали около тридцати композиций.

«Здесь очень большая ответственность. Вы послушайте, песни зазвучали по-другому. Изначально хотели, чтобы это был рок-н-ролл или трип-хоп, как "Portishead". Но решили обратиться к 1970-м, к советской эстраде», – говорит Шура БИ-2.

В этом проекте важно, что Шура и Лева выступают как вокалисты. Рев гитар не заглушает симфонический оркестр, ведь в соревновании децибел неизвестно еще, кто победит.

Таких примеров, когда симфонический оркестр практически не слышно за партией гитар или ударных, сколько угодно. К тому же, далеко не все рок-музыканты считают подобный синтез интересным и необходимым.

«Отсутствие идей вынуждает людей искать новые средства выражения и новые содержания. Мы действуем так: три гитары, две трубы, вокалисты и стихи. Пока наша форма работает», – говорит лидер группы «Ляпис Трубецкой» Сергей Михалок.

Группа «Billy's Band» впервые попробовала играть с симфоническим оркестром на одном из так называемых сборных концертов. До самого выступления было всего две репетиции.

«Я думаю, это очень хорошо, когда музыканты разных жанров могут говорить на одном языке», – замечает вокалист группы «Billy's Band» Билли Новик.

Даже маэстро Федосеев успел потрудиться на благо рок-музыки – выступая вместе с Юрием Шевчуком. Руководитель БСО считает, что в данном вопросе определяющим моментом является только одно: талант музыканта.

«В каждом жанре есть талантливые и не талантливые. Это искусству дает обострение ощущения современной музыки», – заверяет Федосеев.

Тем временем 65 оркестрантов на тесной клубной сцене, похоже, получают настоящее удовольствие, как и два солиста.