История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Николай Коляда на "Худсовете"

Пьесы Николая Коляды известны далеко за пределами российской театральной действительности. В России их ставят повсеместно, при этом настоящий оплот драматурга в столице – театр «Современник», на его сцене чаще всего возникали пьесы Коляды, и, в частности, там уже более двадцати лет идет один из самых популярных спектаклей – «Мурлин Мурло». А в Екатеринбурге у Николая Коляды – свой театр, который, не мудрствуя лукаво, так и назвали – «Коляда-театр», и ставят там пьесы – как правило- драматурга Коляды, и ставит их – как правило – он сам.
Николай Коляда сочиняет и пьесы, и спектакли, а в целом – придумывает театральную реальность, в которой есть место таким сюжетам, как «Суп-театр» (когда режиссер самолично варит две кастрюли борща и угощает зрителей) или проект «Театр в бойлерной». 29 мая режиссер Николай Коляда был гостем рубрики "Худсовет".

- Придуманным Вами неожиданным поворотам в рутинной жизни театра нет числа, а какую из своих идей Вы сами считаете самой оригинальной?

- Считаю самой оригинальной то, что я вообще создал этот театр, в котором может существовать «Суп-театр», «Театр в бойлерной», «Калейдоскоп-театр» и «Кино-Коляда». Потому что в этом театре есть главная идея, главная "фишка". Мы занимаемся тем, что пропагандируем, продвигаем пьесы современных молодых уральских драматургов - а не только мои, как Вы сказали. Потому что скоро в репертуаре театра появятся и пьесы моих учеников - Олега Богаева, Александра Архипова и многих других. У нас есть идея. Это нас объединяет. Мне кажется, это важно.

- Вы занимаетесь продвижением современной драматургии. Но почему в Вашем репертуаре такая знакомая фамилия - Гоголь?

- Потому что он современник наш. Он всегда вечно современен. Я обожаю Гоголя, люблю Гоголя - как, впрочем, всю великую литературу XIX века. Он член моей семьи. Он сегодняшний человек, который ходит по улицам. Поэтому он в репертуаре, он очень современен.

- Он единственный, кого Вы привлекаете в помощь. Все остальное Вы готовы тащить на своих плечах – и драматургию, и режиссуру. И никого в подмастерья себе не берете?

- Пока нет. Дело в том, что у нас частный театр, не бюджетный. У нас нет спонсоров, нам никто не помогает ни копейкой. Все наши средства заработаны театром. И пока я не могу организовать еще одну ставку, еще какого-то режиссера пригласить. Просто нет денег.

- И потом Вы, наверное, не имеете права на ошибку.

- Это Вы правильно сказали. Совершенно верно. Потому что за то, что делаю я - я и отвечаю. Потому что если провалюсь, так уж и провалюсь. Меня столько раз в жизни пинали и называли «ужас, летящий в ночи», и как только не называли. Я уж вытерплю. А кто другой, боюсь, и не вытерпит. И просто нет на сегодня такой возможности. Ну, театру всего два года. Все впереди. Может, мы еще двести лет будем жить. Кто его знает.

- Чьим успехам Вы больше радуетесь – успехам драматурга Коляды, режиссера Коляды или Коляды – руководителя театра?

- Конечно, руководителя театра. Потому что театр – это коллектив. Жан Ануй сказал, что в театре коллектив единомышленников может заменить гениальность. Так вот, у меня гениальный коллектив. Потому что все настолько заряжены на одну идею, все настолько не делят обязанностей на уборщицу, на костюмера, на монтировщика декораций. Это у нас такая коммуна. Когда актеры выходят на сцену, это все видно. У них вера в театр, в жизнь, в то, что счастье, что ты находишься на сцене. Это не сыграешь, не срежиссируешь. Это просто идет изнутри.

- Спектакли «Коляды-театра», которые Вы привезли в Москву, представят зрителю другой взгляд на Вашу драматургию. Он сильно отличается от того, как трактуют ваши пьесы в столичных театрах?

- Мне, действительно, повезло, потому что мои пьесы ставили многие замечательные режиссеры. Но, тем не менее, они все-таки пытались через мою пьесу выразить себя. Как, скажем, Роман Григорьевич Виктюк в «Рогатке» и Галина Борисовна Волчек в «Мурлин Мурло». А я, ставя свои пьесы, я пытаюсь через свою пьесу себя и выразить. Поэтому мне ближе все-таки спектакли, которые я сам сделал.

Беседу вела Нара Ширалиева.