История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Сто лет со дня рождения Марселя Карне

Один из лидеров новой волны Франсуа Трюффо, уже став «живым классиком», признался, что без сожаления променял бы все свои картины на одну «Дети райка». Неудивительно – соотечественники провозгласили эту ленту «лучшим французским фильмом всех времён», а киноведы признали непревзойдённым образцом поэтического кинореализма. Создатель этого уникального авторского стиля, не имевшего аналогов в кинематографе XX века, - легендарный режиссёр Марсель Карне. Сегодня со дня рождения мастера исполняется 100 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Строптивый сын краснодеревщика Марсель Карне разочаровал семью, не пожелав продолжить рабочую династию. Втайне от родителей получил еще одно – кинематографическое образование и вскоре снял на портативную камеру свой первый фильм – «Ножан – воскресное Эльдорадо». Это была документальная лента.

Ариадна Сокольская, киновед, автор книги «Марсель Карне»: «Это он взял камеру, уже умея снимать, и пошел со своим другом на берег Марны, где отдыхали простые рабочие семьи. Это было в 29-м. «Ножан» тогда не вызвал большого интереса, хотя фильм замечательный – потом он был хорошо принят».

Удачные знакомства в киносреде помогли Карне стать ассистентом таких мастеров, как Рене Клер, Жак Фейдер и Жан Ренуар.

Последний, кстати, уезжая в начале сороковых покорять Америку, оставил Карне как своему преемнику сценарий психологической драмы «Женни». Со снятым по нему одноимённым фильмом Карне дебютировал как режиссер.

Уже в первые годы своей работы в кино Марсель Карне собрал вокруг себя постоянную команду. Поэт и кинодраматург Жак Превер писал сценарии, Арлетти, Жюль Берри и Жан Габен – исполняли главные роли. Габен, кстати, после «Набережной туманов» - этот фильм считается классикой поэтического реализма – заявил, что хочет и впредь сниматься у этого режиссера.

Ольга Рейзен, киновед, доктор искусствоведения: «Часто говорят, что это фильмы мрачные, пессимистические. Но это не совсем так. Карне с Превером придумали некую схему. В этой схеме – он, она и нечто третье, что мешает их любви. Чаще всего вполне реальный персонаж, которого чаще всего играл Жюль Бери».

Хотя персонаж - не только реальный. Под этой – почти мистической силой, которая разлучала главных героев – Карне подразумевал силу времени, которая необъяснимо чувствуется в его лентах. Это мнение известного киноведа Ариадны Сокольской, написавшей в начале 70-х книгу о Марселе Карне. Время – первостепенный герой – и в фильме «Набережная туманов», и в картине «День начинается», где главный герой утром перед казнью вспоминает всю свою жизнь.

Ариадна Сокольская, киновед, автор книги «Марсель Карне»: «У него нет просто влюбленности, просто жизни какой-то. Это сегодняшнее, земное, и это то, что влечет человека. И время - стрела времени».

Защищая честь своей возлюбленной, актер ударил прохожего тростью и убил его. В суде, чтобы услышать голос известного мима, собрался весь Париж. Эта история – почти сплетня – настолько тронула Карне, что он положил ее в основу своего нового фильма «Дети Райка». Послевоенные фильмы режиссера были театральны, нарочито постановочны, но все так же романтичны.

Ольга Рейзен, киновед, доктор искусствоведения: «Когда во Францию пришла новая волна, она, в том числе, обрушилась и на творчество Карне, называя его кинематограф папиным кино». Карне переживал, но работать по-новому не хотел.

В его творчестве не была и намека на социальность, его интересовал романтизм в чистом виде. Но время наивного - по сути, почти литературного романтизма в кино уже осталось в истории.

С этим периодом в кинематографе всегда будет ассоциироваться имя Марселя Карне – романтика, рассказывающего истории о любви и смерти.