|
В Москве открылась выставка Николая ИонинаВ столичной галерее «Галеева» открылась выставка ленинградского художника Николая Ионина. Галерея специализируется на творчестве ленинградских художников, работавших в 1920-е – 1940-е годы. Талантливый ученик Петрова-Водкина, Николай Ионин входил в объединение «Круг художников». Некоторые его работы хранятся в Русском музее. Московская экспозиция составлена на основе семейного собрания художника. На ней представлены картины и рисунки разных периодов его творчества. Рассказывают «Новости культуры».«Нашлепки» – так называл Николай Ионин многочисленные этюды, которые хранились в семье художника. Сам автор их очень ценил и относился к ним как к законченным произведениям. В трудную минуту «нашлепки» были отдушиной для мастера. К тому же позволяли делать все, что хотелось. «У него была такая рамочка черная, перекрещенная ниточками. Он ходил с этой рамочкой и искал точку. Вот, он ее находил и потом писал. Иногда из этого получалось законченное произведение», – вспоминает сын художника, писатель Герман Ионин. В 1920-е годы у Ионина появились петербургские мадонны, так похожие на иконописные образы. Он передавал ритмы и движение новой жизни, энтузиазм и романтику труда, и все-таки главным для Ионина был цвет. Он просто упивался яркими, сочными красками. Чувствовалось влияние Сезанна и импрессионистов. «Даже такой простой мотив как "Свинарка", сделанный на заказ. А вещь удивительная, живописная, теплая, с большим мастерством», – замечает искусствовед Софья Черняк. В жизни Ионина не все было так же безмятежно, как на его картинах. Война, блокада Ленинграда, эвакуация в Киргизию, смерть сына. После возвращения в город на Неве ему нередко приходилось писать работы на заказ. Художник не любил сталинский классицизм, поэтому сильно переживал. Он переживал и когда его критиковали, но всегда стремился внести что-то свое даже в официальные картины. Однажды ему заказали написать полотно «Пожар мурмонского порта». Художнику нужно было как-то «оживить» фигуры, чтобы они не выглядели, как застывшие статуи. Тогда он решил показать натурщице соответствующую позу. «Он взял какой-то тяжелый предмет, чтобы показать ей, как это нужно держать, и тут же упал. Прямо перед картиной У него был инфаркт», – рассказывает сын мастера. Счастливой и трагической судьбе Николая Ионина посвящена только что вышедшая книга его сына Германа Ионина «Апокалипсис». Ее презентация состоялась во время открытия выставки. |