|
Санаева Елена на "Худсовете"12 октября 2004 года в гостях у рубрики "Худсовет" была Елена Всеволодовна Санаева. Гений – пожалуй, нет другого правильного слова о Ролане Быкове. Он вышел на сцену впервые в 4 года и, как сам говорил, «потом ни разу с нее не сходил». Быков знал, что он великий актер, но не любил лишних о том напоминаний. Всесоюзную известность и любовь ему принесла роль Акакия Акакиевича в «Шинели». В кино у него было более 100 ролей, режиссерские работы немногочисленны, но какие: «Айболит-66», «Внимание, черепаха!», «Семь нянек», «Чучело». Он был неутомим, избирался секретарем Союза кинематографистов и народных депутатов СССР, возглавлял Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества, был даже президентом банка. Быков говорил: «Пожалуй, я выполнил все профессии, о которых мечтал в детстве». Он редко играл в кино главные рои, но одно появление Быкова на экране было залогом успеха, а слова и фразы его персонажей мгновенно уходили в народ. - Неутомимость Ролана Антоновича знала пределы? - Ну, конечно, как у каждого нормального человека, пределы наступали. - А в каких случах они наступали? Скажем, Ролан Антонович на съемках, на работе и дома – это были два разных человека? - Нет, это все было одно, это было продолжение: одно переткало в другое, это были вещи абсолютно неразрывные. В каждом человек заложен, Господом Богом наверное, свой потенциал. Когда Быков снимал картину «Нос», и был завален дирекцией подготовительной период, он не ложился спать девять ночей, он эти ночи работал. И он вырвал эту картину из небытия. Для этого человека не существовало «нет», «не могу», «не хочу», поэтому он все мог, все хотел и успевал то, что успевал. - Почему было не так много режиссерских работ у него? Это была высокая внутренняя планка или цензура? Какова была главная причина? - Представьте себе: 1200 копий фильма «Телеграмма» благополучно сгнили на складах, потому что руководство Госкино посчитало, что там издевательство над движением красных следопытов. «Внимание, черепаха!» не хотели выпускать и не хотели даже говорить об этой картине, потому что «че», а наши танки вошли в Чехословакию, они говорили: «Куда идут танки?» А черепаху они обогнули, и говорили: «Быкову осталось написать “До Праги осталось 1000 километров”». С боем проходили все работы. Казалось, господи - про ленточки, про бантики, и все равно усматривали какую-то фигу в кармане, какие-то аллюзии, как тогда было принято говорить. Но было бы, наверное, смешно говорить, что этот человек, у которого отец прошел четыре войны, а мальчик проходил в шинели брата четыре года, что он может как-то издеваться над войнами. - У Ролана Антоновича было удивительное качество: он умел общаться с детьми на каком-то одному ему ведомом языке. А правда ли говорят, что когда его просили о встрече с детьми, он всегда задавал вопрос: «А дети-то хотят этого?» - Этого я не знаю. Во-первых он работал для детей в ТЮЗе, восемь лет отстоял на сцене, и поэтому он знал этого зрителя, и, наверное, потому, что он восемь лет отстоял в ТЮЗе, он это и продолжил в кинематографе для детей и о детях. И я думаю, что в этом смысле режиссерскую свою судьбу он выиграл. - Сегодя день рождения Ролана Антоновича. Я знаю, что есть какой-то особенный подарок, расскажите о нем. - Мы во-первых сделали DVD – там и фрагменты его фильмов, он сам говорит, о нем говорят. А вот для филателистов - такой подарок: три миллиона таких конвертов (показывает), и можно купить такую марку (показывает). И 12 числа, если на Главпочтамт человек пришел, и купил эту марку, и отправил сам себе, например, письмо, то это будет раритет. |