|
Вера Мухина. «Застывшее будущее» – выставка в Москве«Застывшее будущее» – выставка, которая открылась в «Новом Манеже», посвящена 120-летию со дня рождения Веры Мухиной. В центре экспозиции – судьба самой известной работы выдающегося скульптора, монумента «Рабочий и колхозница». Один из самых ярких и выразительных символов советской эпохи, после демонтажа эта композиция уже несколько лет находится в НИИ стальных конструкций имени Кучеренко. Перед тем как монумент вновь установят на площади у Всероссийского выставочного центра, организаторы экспозиции решили вспомнить, как все начиналось. Рассказывают «Новости культуры».Париж. 1937 год. Советский павильон украшает композиция «Рабочий и колхозница». Напротив, как символ, Германия. Ее павильон венчает орел. Подготовке к этому важному для Советского государства политическому событию организаторы выставки в «Новом Манеже» уделили целый зал. В 1936 году конкурс на лучший проект павильона выиграл Борис Иофан. Он же предложил идею о рабочем и колхознице. Через год право работать над скульптурной композицией получила Вера Мухина. «Архитектор Львов, чей портрет работы Мухиной у меня за спиной, подтвердил, инженерно рассчитал возможность сделать такую гигантскую, высотой с десятиэтажный дом, скульптуру. Более сорока тонн веса со сложнейшей структурой внутри», – говорит куратор выставки Юрий Никич. Впервые в мире скульптуру такого масштаба выплавляли из стали. Для этого изобрели новую технологию сварки. Мухина буквально поселилась на заводе тяжелого машиностроения, чтобы успеть в срок. «Рабочего и колхозницу» везли в Париж в двадцати восьми вагонах. Перед отправкой Молотов и Ворошилов тщетно искали в складках юбки колхозницы профиль Троцкого. Когда памятник начали устанавливать, кто-то подпилил леса, поэтому потом его круглосуточно охраняли. Как и положено на Всемирной выставке, каждая страна стремилась показать все лучшее сразу. Испания привезла легендарную «Гернику» Пикассо, французы открыли Музей человека. Советский Союз продемонстрировал мощнейший паровоз «Иосиф Сталин». «Когда строился российский павильон, а напротив него, надо не забывать, строился павильон Германии, то высота этих павильонов была скорее в пользу российского. Но, так сказать, промышленный шпионаж помог Германии. В конце концов, их немецкий павильон был примерно на десять метров выше», – продолжает Юрий Никич. В итоге Советский Союз и Германия поделили первое место, а Вера Мухина вошла в историю как классик соцреализма. «Неправильно было бы предполагать, что Мухина – дочка состоятельного купца и вообще интеллигентная девочка, которая училась когда-то у Бурделя, посещала лекции кубистов, Меланжи, Иглеза в Париже, – была исключительно пропагандисткой», – считает куратор выставки Наталья Сергиевская. Несмотря на то, что Мухина всю жизнь работала над монументальной скульптурой, лишь малая часть ее масштабных произведений увидела свет. «Рабочий и колхозница» более шестидесяти лет простояли перед Северным входом Выставки народного хозяйства, а в 2003 году их разобрали на сорок фрагментов. Правда, в конце этого или в начале следующего года легенду советской эпохи обещают вернуть на прежнее место. |