|
Последний современный художник в королевских покоях ВерсаляВ старинной резиденции французских монархов проходит выставка скандально известного японского художника Такаши Мураками. Традиционалисты возмущаются, а президент Версаля Жан-Жак Айягон искренне недоумевает: «Версальский замок - это национальный музей. Поэтому его цель... быть открытым для произведений современного искусства. Все министры культуры Франции за последние пятьдесят лет призывали музеи принимать в их стенах произведения современных художников. Так что в Версале мы делаем как раз то, что следует делать. Поэтому мы не только можем устраивать выставки современного искусства в Версале, мы должны это делать, не ставя себе целью кого-то провоцировать или шокировать, а просто выполняя нашу миссию». Более 12 000 человек против выставки Мураками. Они подписали две петиции, адресованные к директору Версаля Жан-Жаку Айягону и министру культуры Франции Фредерику Миттерану. Одна была организована Координационным советом защиты Версаля, другая – группой «Версаль, любовь моя», которая стала организатором митинга протеста. Он прошел вечером 14 сентября у ворот замка в день открытия выставки. По словам участников группы, они протестуют против «диснеификации» роскошной резиденции Людовика XIV, которая, по их мнению, началась еще в 2008 году во время проведения персональной выставки американского художника Джеффа Кунса. Как говорит активная участница движения «Версаль, любовь моя» Анне Огер, «Мураками – паразит, который питается существующим произведением искусства – Версалем. Если уж Айягон настолько хочет устраивать подобные шоу, пускай организовывает их в пустующей ныне Оранжерее». Представительница пресс-службы Версаля заявила: «До тех пор, пока Жан-Жак Айягон является директором, для современного искусства в Версале всегда найдется место. Он заявил, что в 2011 году выставки будут проходить, если и не в королевских покоях, то в других частях комплекса, таких как Оранжерея, сады или Королевская опера». Айягон настаивает на том, что идет на подобную уступку «отнюдь не для того, чтобы осчастливить протестующих». Он полагает, что таким образом можно будет избежать повторных возмущений. На следующий год уже запланирована выставка французского художника, по слухам это будет скульптор-концептуалист Бернар Венэ, которого в 2012 году сменит итальянский мастер провокации Маурицио Каттелан. В то же время Айягон задается вопросом, почему, например, в 2009 году во время выставки современных скульптур французского художника Ксавье Вейяна представители протестующих группировок не возмущались, называя как всегда традиционалистов ксенофобами. Анне Огер объясняет, что протеста не было, потому что работы Вейяна тогда экспонировались на улице, вдали от королевских покоев. Экспозиция Мураками состоит из 22 произведений, 11 из которых он создал специально к этой выставке. Мураками, сотрудничавший со многими мировыми модными брендами, любит использовать в работах, часто монументальных, элементы современной японской поп-культуры, в частности манга (стиль японских комиксов) и хентай (мультфильмы и комиксы, содержащие эротические и порнографические сцены). Но организаторы подчеркивают, что в данную экспозицию не вошли произведения Мураками порнографического содержания. Представители пресс-службы Версаля отказались сообщить, были ли для организации экспозиции привлечены работы из коллекции французского миллиардера Франсуа Пино. Известно, что во время прошлогодней выставки Кунса, Пино предоставил 6 работ художника, что, по мнению французской прессы, было сделано исключительно для того, чтобы повысить их стоимость. Традиционалисты говорят о том, что «арт-рынок предлагает произведения искусства, обладающие спорным эстетическим достоинством, единственным значимым критерием является прибыльность того или иного арт-проекта. Сегодняшний мир искусства опутан сетью коллекционеров, дилеров, аукционных домов, музеев и СМИ, которые создают имена сомнительных художников и взвинчивают цены». А что Мураками? В официальном заявлении для прессы он сказал: «Я Чеширский Кот, который встречает Алису в Стране Чудес с дьявольской улыбкой и мило болтает, покуда она бродит вокруг королевского дворца». |