|
Великая тайна российско-французской дружбыГод России – Франции 2010, в рамках которого запланировано проведение более 350 мероприятий в сфере культуры, экономики, образования, открывается сегодня в Москве крупнейшей за последние пятьдесят лет выставкой Пабло Пикассо в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Посетителям будет представлено уникальное собрание работ великого художника из музея Пикассо в Париже. Такую полную панораму творчества Пикассо российские зрители увидят впервые. Экспозиция дает возможность проследить эволюцию творчества великого мастера, начиная с его ранних опытов и заканчивая философскими творениями последних лет жизни. Выставка в Москве будет включать 240 экспонатов, в том числе 88 картин, графику, скульптуру, керамику, 39 оригинальных фотографий и 12 иллюстрированных книг, предоставленных наследниками художника.Этому событию была посвящена пресс-конференция, которая состоялась сегодня в Доме приемов МИД России. В ней приняли участие министр культуры Франции Фредерик Миттеран, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, министр культуры России Александр Авдеев, директор Национального музея Пикассо в Париже Анн Бальдассари, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова, а также председатель оргкомитета по проведению Года России – Франции Луи Швейцер. Фредерик Миттеран поделился с журналистами свежими впечатлениями от посещения Третьяковской галереи, где он побывал сегодня в сопровождении Александра Авдеева. Французский министр признался, что буквально каждую секунду своего пребывания в хранилище русского искусства он ощущал неразрывную связь между Францией и Россией. Так, портрет Екатерины Второй напомнил ему о дружбе русской императрицы с французскими просветителями – в частности, с Дени Дидро, а зал древнерусского искусства – о том, что дочь Ярослава Мудрого много веков назад стала королевой Франции. Также Миттеран поделился своими мыслями о великих русских писателях: «Пушкина в классе называли французом. Может быть, это было где-то в подсознании? Я уже не говорю о Тургеневе и его огромном влиянии на французскую литературу…». Он напомнил, что Марина Влади, которую сегодня называют великой французской актрисой, была замужем за великим русским поэтом. И этот список можно продолжать бесконечно. Миттеран особенно подчеркнул, что на фоне крупных мероприятий Года России – Франции, множество важных событий проводится в маленьких провинциальных городах. К примеру, на берегу Ла-Манша, в деревне Онфлёр, регулярно проводится фестиваль российского кино, который каждый год имеет большой успех, а в этом году – особенно. «Есть нечто таинственное и тонкое – это дружба между Францией и Россией, которую очень трудно определить, к ней трудно подобрать ключи. Это очень давнее и сильное чувство, очень близкое к любви. Программа Года Франции – России действительно впечатляет. Здесь не только говорят о культуре, здесь культура процветает!» – подытожил министр культуры Миттеран. Александр Авдеев в свою очередь заметил, что сегодняшний старт Года России – Франции можно сопоставить с открытием выставки «Париж-Москва». «Тогда, помимо заботы о максимальной насыщенности выставки, происходило некое соревнование – а кто был первым: импрессионисты или Коровин, французские или русские кубисты? Сегодня соревнования нет, но есть понимание того, что мы настолько близки и оно нам просто не нужно. Российско-французское взаимодействие в области культуры – это великая тайна», – заверил он. Авдеев рассказал о своем опыте общения с русской эмиграцией в Париже, которая сохранила в чужой стране родной язык, музыку, театр, изобразительное искусство. Он напомнил о важных взаимных влияниях культур двух стран и в заключение призвал «беречь и хранить великую тайну российско-французской любви, дружбы и незаменимого диалога». Директор музея Пикассо в Париже Анн Бальдассари сердечно поблагодарила всех присутствующих и лично Ирину Антонову за то, что она приняла французскую коллекцию в стенах Пушкинского музея. Бальдассари отметила, что в России это первая столь масштабная выставка Пикассо после 1956 года. «Я мечтала организовать выставку музея Пикассо в России, – призналась она, – ведь после встречи с российским искусством творчество Пикассо очень изменилось. Это была эволюция в области кубизма и других новых направлений в искусстве. Мы взяли направление выставки "Москва-Париж", но мы хотели бы продолжить эту историю. Пикассо одним из первых говорил о популярности культуры, о важности народной культуры, и в этот перекрестный Год у нас есть повод задуматься о наших культурах и возможностях их развития». Ирина Антонова отметила, что выставка, которая открывается сегодня в Пушкинском музее, возможно, является одним из главных событий Года России – Франции, ведь такой экспозиции в нашей стране не было никогда. Она рассказала, что парижский музей Пикассо – один из самых молодых музеев Франции, ему всего двадцать пять лет. И сейчас, когда его здание временно закрыто на реконструкцию, наконец, появилась возможность отправить столь представительную выставку в Москву. «Может быть, это прозвучит нескромно, но наш музей заслужил право проведения этой экспозиции. В 1956 году выставка Пикассо стала необычайным событием. Ее появление в период оттепели имело гораздо большее значение, чем просто показ творчества великого художника ХХ века. Она породила необыкновенный энтузиазм, понимание того, что на самом деле есть свобода художественного творчества», – рассказала Антонова. Она также подчеркнула, что почти все крупнейшие музеи Франции участвовали в выставках, проводимых Пушкинским музеем, и сам Музей изобразительных искусств не раз показывал во Франции свои коллекции. «Это был не только взаимный профессиональный интерес, но и таинственное, не всегда понятное нам чувство притяжения», – призналась Антонова. Директор Пушкинского музея добавила, что выставка Пикассо стала одной из самых крупных в его истории. Для размещения экспозиции пришлось даже освободить несколько залов, где до 23 мая будут демонстрироваться произведения, многие из которых в России никогда не видели. «Я благодарна моему замечательному партнеру, выдающейся женщине Анн Бальдассари. Сейчас она проделывает огромную работу, показывая произведения Пикассо по всему миру. Результат нашего сотрудничества впечатляет. Она легко пошла на наше предложение показать раздел, посвященный связям Дягилева и Пикассо, и позволила показать некоторое количество наших произведений великого мастера, которые вступают в диалог с теми работами, что нам прислали из Национального музея Парижа». |