|
Куросава Акира: "Кино — это моя жизнь"Как-то он сказал о себе: «Я режиссер... вот и всё. Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино — я пропал. Кино — это моя жизнь».100 лет назад, 23 марта 1910 года, в Токио родился Акира Куросава. «Единственный вопрос для меня: как человек может найти счастье с другими?» — говорил он. И этот вопрос есть во всех его фильмах. Его картины – «Расёмон», «Семь самураев», «Дерсу Узала» – были удостоены высших кинонаград и оказали огромное влияние не только на национальный, но и на весь мировой кинематограф. «Я снимаю фильмы и через них я как бы раскрываюсь, – признавался он в одном из интервью. – Люди не способны говорить о себе абсолютно честно, но гораздо труднее скрыть истину, если пытаешься влезть в шкуру другого человека. Тогда ты часто открываешь своё истинное лицо. Это относится и ко мне. Ничто так не говорит о творце, как его творения». В Японии режиссера, сценариста и продюсера Куросаву обвиняли в том, что он отрекся от своего народа и от себя самого: он перенес на экран произведения сразу трех классиков мировой литературы — Шекспира, Достоевского и Горького, заслужив репутацию пропагандиста западной культуры. При этом поклонники режиссера утверждают, что именно Куросава «взял за глотку воинский дух Японии, и впервые заглянул кровавому божеству в глаза…». Центральное место в творчестве Куросавы занимают картины в жанре «дзидайгэки» — так японцы называют фильмы на исторические темы, действие которых происходит до начала XX века. Вопреки традиционно-романтическому представлению европейцев о самурае как безжалостном и жестоком воине, у Куросавы мы встречаем уставшего и спокойного человека, который меньше всего на свете хочет убивать. Герои его картин — обычные люди, чей быт со всеми его радостями и печалями рождает ощущение трогательной ностальгии по исчезнувшему миру. В фильмах Куросавы нет ярких спецэффектов, затяжных боев или наигранных театральных эмоций. Вместо этого — яркие краски, роскошные костюмы и декорации, величественные пейзажи, страсть и грандиозные батальные сцены. «В исторических фильмах присутствуют элементы зрелищности, которые всегда важны в кино», — объяснял Акира Куросава. Картина «Расёмон» (в эфире 23 марта в 23:55) имела шумный успех за рубежом, в 1951 году была номинирована на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», участвовала в конкурсной программе венецианского «Золотого льва». Куросава снял историю об одиночестве, бесправии человека и падении морали. Фраза «Мне кажется теперь, что я теряю веру в душу живого человека…», с которой начинает свой рассказ Куросава, становится лейтмотивом фильма. «Этот фильм отражение жизни, а у жизни не всегда простой и понятный смысл», — говорил Куросава. По мотивам новелл «Ворота Расёмон» и «В чаще» классика японской литературы Рюноскэ Акутагавы. Фильм «Мастер мечей» смотрите 24 марта в 23:55. В этом фильме Акира Куросава выступил как сценарист. «Чтобы писать сценарии, надо понять, откуда берутся чувства, которые бередят твою душу», - так мастер формулировал свое кредо. В фильме «Тихая дуэль» (в эфире 25 марта в 23:55) Акира Куросава продолжает сдержанное и спокойное описание быта Японии на фоне личной трагедии героя. «Люди не способны говорить о себе абсолютно честно, но гораздо труднее скрыть истину, если пытаешься влезть в шкуру другого человека. Тогда ты часто открываешь свое истинное лицо», – был уверен Акира Куросава. Премия «Лучший актер» (Такаси Симура) на Фестивале японского кино (1950). |