|
|
|
Семнадцать мгновений Моцарта. В России впервые выступил оркестр «Венская Академия»
В Калининграде состоялось открытие V Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Его главным гостем стал камерный оркестр «Венская Академия» во главе с художественным руководителем Мартином Хазельбеком. Музыканты, играющие Моцарта на старинных инструментах, еще ни разу не выступали в России.
Сейчас в Калининград проще всего добираться на самолете, он оторван от России, и его культура развивается в пограничной зоне между Востоком и Западом. В местном драматическом театре режиссер Йонас Вайткус из Литвы выпускает премьеру – «Ивонна, принцесса Бургундская» Гамбровича, повсюду висят афиши «Балтийских сезонов» (в их рамках МТЮЗ покажет спектакль Яновской «Трамвай «Желание» по пьесе Уильямса). А организаторы органного конкурса пригласили прославленный коллектив из Вены.
Мартин Хазельбек вырос в семье органистов и сейчас занимает пост придворного органиста Вены. Но эта должность не помешала ему заняться дирижированием, поработать с Венским филармоническим оркестром и другими прославленными коллективами, а в 1985 году – создать «Венскую Академию». Маэстро больше всего интересует исполнение музыки эпохи барокко на старинных инструментах, и поэтому в его коллективе играют на духовых и струнных инструментах, сделанных в моцартовские времена.
Прежде чем привезти свой оркестр в Калининград, Хазельбек несколько раз работал в составе жюри конкурса. И удивительно, что у него не возникало ассоциаций с прошлым Германии, хотя приезжает он не куда-нибудь, а в бывший прусский Кенигсберг. «Города живут своей собственной жизнью, – сказал корреспонденту «НИ» Хазельбек, – мысль о том, что я в Кенигсберге, возникает у меня, только когда я проезжаю мимо главного собора, где похоронен Кант. Но я понимаю, что это не Кенигсберг, а Калининград, город с совершенно иным архитектурным стилем и ритмом жизни». Действительно, после бомбежек Второй мировой войны от прошлого здесь сохранилось очень немногое: старинные ворота, тщательно восстановленное здание главного собора и Кирха Святого семейства, ныне Концертный зал Калининградской филармонии, где и проходила церемония открытия конкурса.
В программе концерта были произведения Моцарта, которые «Академия» исполнила с энергией и драйвом, как какую-нибудь джазовую импровизацию. Оркестр специально играл в таком стиле. Хазельбек считает, что музыка Моцарта в XVIII веке звучала значительно живее и экспрессивнее, чем сейчас. Однако живая трактовка не помешала «Академии» продемонстрировать отличную технику и типично венское чувство стиля. Главным сюрпризом вечера стала органная импровизация Хазельбека, соединившего темы Моцарта и Таривердиева. Хотя Моцарт мало писал для органа, но часто на нем играл, а Таривердиев – единственный из современных композиторов оставил внушительное органное наследие. Особенно порадовали слушателей импровизации на тему мелодий из фильма «Семнадцать мгновений весны».
|