История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Кторов Анатолий. 110 лет со дня рождения

110 лет назад, в Москве, родился легендарный русский актер Анатолий Петрович Кторов.

Телевизионная программа "Первый среди равных" о выдающемся актере театра и кино Анатолии Петровиче Кторове была показана 24 апреля в 21:30, а также спектакль Джерома Килти "Милый лжец" с Анатолием Кторовым в заглавной роли (в 13:20).

Кинокарьера Анатолия Кторова связана с именем выдающегося русского режиссера Якова Протазанова. Именно он впервые пригласил сняться в своей картине молодого актера из труппы театра Корша.
Кторов успешно дебютировал на экране, и уже через год его имя печаталось на киноафишах крупными буквами. Он стал блистательным комиком, "королем экрана", мастером салонных ролей. Он блистал в фильмах "Закройщик из Торжка", "Процесс о трех миллионах", "Праздник святого Йоргена", "Бесприданница". В 1933 Кторов пришел в Московский Художественный театр.

В первые годы работы в театры он играл преимущественно эпизодические роли. В послевоенное время ролей было больше, но ни одна из них не стала событием. Почти на три десятилетия прервалась и работа Кторова в кино. Казалось, что его творческая судьба завершена. Тем более ошеломляющим стал огромный успех Кторова в спектакле "Милый лжец", поставленном в 1962 году.

"Кто бы мог подумать, - писал Анатолий Эфрос, - что с такой потрясающей силой именно во МХАТе будет прочтено прямо в зрительный зал письмо Бернарда Шоу, и что это полное трагизма письмо прочтет артист, никогда, кажется, не выступавший в драматических ролях".

Ректор Высшего театрального училища (института) имени М.С.Щепкина Борис Любимов об Анатолии Кторове в телевизионной программе "Первый среди равных":
"Нельзя сказать, что он был совсем обижен вниманием режиссуры. Вообще-то он работал и с самим Немеровичем-Данченко, со Станиславским не успел, а с Немеровичем-Данченко он поработал над спектаклем «Егор Булычев и другие». И также можно сказать, что его достаточно ценил Михаил Николаевич Кедров, он работал с ним в спектакле «Дядя Ваня» и в спектакле «Плоды просвещения». «Плоды просвещения» - это его маленький шедевр, ведь за роль барона Климкина Кторов получил Сталинскую премию. Надо представить себе масштаб этой роли, ведь там всего несколько фраз, но это был действительно шедевр! Получить Сталинскую премию за роль в классическом спектакле было не так уж и просто, вообще, надо сказать, не так уж часто и давали, как правило, все-таки за советский репертуар. Когда же Кторов выходил на сцену в «Плодах просвещения» и произносил всего несколько фраз, зал просто катался от восторга.

Работал Анатолий Кторов с Кедровым и в чудовищной пьесе «Залп авроры», и в спектакле «Дачники» Горького, где, кстати, он был едва ли не самым сильным на сцене. Ценил его и Станицын. Кторов играл замечательно прожженную душу Долгорукова в пьесе Булгакова «Последние дни» и в «Пиквикском клубе» по Диккенсу он божественно играл Сэма Уэллера, и в спектакле Станицына «Домби и сын». Кторова ценил и Николай Михайлович Горчаков. «Школа злословия» - еще одна из кторовских удач, где он играл лицемера и ханжу Джозефа Сэрфеса. И потом, когда после смерти Сталина потихонечку стала входить в жизнь МХАТа зарубежная драматургия, в спектакле по пьесе Лилиан Хеллман «Осенний сад» - тоже была одна из его сильных актерских работ и, кстати, в «Осеннем саду» он играл вместе с Верой Николаевной Поповой. Их судьба соеденила в жизни и не раз сводила вместе на сцене. Вот, скажем, в «Дяде Ване», когда он играл профессора Серебрякова, а она боготворившую его старуху Войницкую…

И все-таки в какой-то момент он явно был на втором-третьем положении в Художественном театре, правда, при очень сильной конкуренции труппы. И вот этот это открытие, этот шедевр я бы сказал два шедевра 1960-х годов: «Милый лжец» и «Война и мир». В спектакле «Милый лжец», где было все: и ирония, и насмешка, и едкость, и боль и лирика, и драматизм, и трагизм, Кторов, будучи на седьмом десятке лет, оказался абсолютно, предельно современным актером. Актером, который может сыграть все. Также, это низкий поклон Бондарчуку, который увидел его в роли старика Болконского в «Войне и мире». Мне кажется, если перебирать самые большие актерские удачи отечественного кинематографа, сразу вспоминаешь Кторова в этом фильме и, может быть, прежде всего, именно его.

Казалось, после этого, все должно придти: и звание народного артиста СССР он к юбилею МХАТа в 1963 году получил, и на пенсию он не ушел, и Сталинская премия у него уже была, но… Вот это ощущение, что он не доиграл было".

"Я всегда с теплотой, любовью, с нежностью вспоминаю приходы Анатолия Петровича Кторова в наш дом, но особенно наше с ним знакомство у него в квартире, в том доме в Брюсовом переулке, тогда это называлось улица Нежданова, тот дом, где мне приходилось уже бывать у Софьи Владимировны Гиацинтовой, тот дом, где теперь музей-квартира Мейерхольда, где висят мемориальные доски и только нет доски которая бы увековечила бы память Анатолия Петровича Кторова - одного из первых артистов русской сцены и русского кинематографа", - говорит Борис Любимов.