|
Досталь Николай на "Худсовете"14 сентября 2005 года гостем рубрики «Худсовет» был режиссер Николай Досталь. Картина Николая Досталя «Коля - перекати поле» еще до официальной премьеры в Москве успела побывать и на севере, и на юге страны. Началась звездная биография этой картины с одного из основных призов Выборгского фестиваля. Получив приз зрительских симпатий на фестивале «Лики любви» в Сочи, режиссер Николай Досталь тут же улетел во Владивосток, и там фильм «Коля - перекати поле» бы показан в рамках программы «Новое кино России» на фестивале «Меридианы Тихого».- Вы продолжаете следить за трагедиями маленького человек, но Ваш Башмачкин из «Современного дня» должен был как-то подрасти немножко, пройти какую-то постперестроечную эволюцию, или он такой же трогательный и беззащитный, как мы знаем его по картине «Облако-рай»? - Коля остался таким же человечком, этим он нам и ценен, который любит этот мир, своих друзей, любит то место, где он родился, и куда он возвращается. Так что для нас Коля неизменен. - То есть, он возвращается туда, откуда уехал? - Совершенно верно. Он возвращается на своё родное крылечко, которое он покинул несколько лет назад. - Замечательный актёр Михаил Жигалов в предыдущей картине ещё был автором музыки и песен. Будет ли звучать какая-то новая песня в этой картине? - Да, к этой картине он написал три песни, одна из которых дала фильму название «Коля - перекати поле». Вы эти песни услышите. Я считаю, что они очень точно легли на этот фильм. - А идея написать историю на туже тему принадлежала Вам? И как отнёсся к этой идее сценарист Егор Николаев? - Нет, я бы сказал, что идея принадлежала нам троим - мне, Николаеву и Жигалову. Мы собрались, это было несколько лет назад, и в разговоре стали обсуждать, что стало бы с этими же персонажами в нашем веке, спустя много лет. И Егор подхватил эту идею, сел и написал историю, которая мне очень понравилась. Андрей был в восторге от того, что он может опять вернуться в Россию как артист, обрести опять своего российского зрителя, потому что он много лет живет в Германии. Там он успешно работает, его называют там «клоун без грима». С начала 90-х годов он живет там. У него там семья, дом, дети. Он, конечно, рвётся к российскому зрителю, чтобы быть здесь востребованным так же, как он востребован в Германии. - У многих режиссеров есть предубеждение против самого понятия «продолжение». Мы уже понимаем, что картина «Коля – перекати поле» не относится к понятию «продолжение». Какие формальные признаки отличают самостоятельность истории? - Хотя бы те, что продолжение обычно делают на волне успеха. Когда сняли «Облако-рай», картина прошла с успехом, и спустя год появляется «Облако-рай-2». Здесь же уже прошло больше десяти лет. Многие забыли или не видели эту картину. Ничего страшного в этом нет, потому что картина «Коля – перекати поле» - самостоятельное, самодостаточное произведение. Оно имеет, конечно, связь. Тем, кто видел, будет даже более интересно смотреть эту картину. А те, кто не видел, они поймут. И всё будет ясно. - Закончив исследовать историю маленького человека, Вы переходите к истории сверхчеловека. Вы работаете над проектом о выдающемся писателе XX века Варламе Шаламове. Эти повороты в режиссёрским устремлениях естественны для Вас? - Наверное, да. Потому что до этого я снял сериал «Штрафбат», который тоже далёк от «Коля – перекати поле». Меня просто интересуют характеры персонажей, не столько какие-то повороты сюжетов, а именно незаурядные личности. Шаламов для меня – это Достоевский XX века, мало известный у нас. А в 2007 году будет 100-летие со дня рождения Шаламова. Даже Юнеско будет отмечать эту дату. И мне хотелось бы, чтобы и в России тоже узнали, что среди нас жил, писал, творил такой писатель и поэт, как Варлам Шаламов. Беседу вела Нара Ширалиева. |