|
Майя Туровская. Предчувствие будущегоИзвестный киновед, исследователь творчества Брехта и Тарковского, соавтор сценария знаменитого фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», лауреат премии «Ника» Майя Туровская называет себя просто «документалистом». «Мне интересно остановленное время», – говорит она и фиксирует в книгах и статьях Москву 1960-х и современный Мюнхен, где живет и работает в последние годы. Сегодня Майя Туровская отмечает юбилей. Рассказывают «Новости культуры».Про нее можно смело сказать: «Майя Туровская опередила время». Оказываясь всегда на шаг, а то и на два вперед, она угадывала темы, которые будут актуальны на следующий день. «Она написала книгу "Герои безгеройного времени", когда все только начинали предчувствовать смену вех после оттепели. Она написала книгу о Бабановой, когда было очень важно понять, что такое рубеж 1930-х годов, что такое "любимая актриса Мейерхольда"», – замечает главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Говорят, что в книжных магазинах ее «Бабанову» меняли только на популярного в те времена Пикуля, «Героев безгеройного времени» продавали на черных рынках, а книга «Обыкновенный фашизм» появилась на прилавках лишь спустя сорок лет после выхода одноименного фильма. «"Обыкновенный фашизм" – казалось бы, фашизм. Ну да, обыкновенный, но откуда он рождается, какой он? При том, что за ней стоял опыт войны, которую она прошла семнадцатилетней девочкой. Не на фронте – на фронте был ее муж», – говорит театровед Инна Соловьева. Картина «Обыкновенный фашизм» вышла на экраны в 1965 году. За первые одиннадцать месяцев проката фильм посмотрели около двадцати миллионов зрителей. Задача, которую знаменитый режиссер Михаил Ромм ставил перед своими соавторами, была выполнена. Потом Майя Туровская скажет: «Ромм был прав, когда, вопреки желанию сценаристов сделать картину элитарной, настоял на так называемой массовости». Огромный резонанс ленты, по словам Туровской, был вызван тем, что в центре сюжета неожиданно оказались взаимоотношения человека и тоталитарной власти. По этой же причине книга «Обыкновенный фашизм» вышла только в 2007 году. На ее презентации Майя Туровская рассуждала о тех же вопросах. «Она за тридцать лет до цифровых революций привела в искусство цифровые, постиндустриальные технологии, которые представляют все процессы, мотивации, интриги, индивидуальные желания, из которых оно соткано», – рассказывает Даниил Дондурей. В 1989 году именно Туровская организовала первый в СССР ретроспективный показ «Кино тоталитарной эпохи», в 1995 году выступила инициатором известной выставки «Москва – Берлин». «У нее была замечательная натура. Она действительно ставила вопросительный знак, когда ей было интересно. Она многого не знала, но хотела узнать. Ей страшно нравилось, что в искусстве и в жизни очень многое неоднозначно», – замечает Инна Соловьева. Майя Туровская и сегодня читает лекции, пишет сценарии, ездит на фестивали, завершает большую работу о Книппер-Чеховой и по-прежнему избегает однозначностей. Туровской до сих пор интересно видеть лицо и в негативе, и в позитиве. |