|
Луганский Николай на "Худсовете"25 ноября 2004 годя гостем рубрики «Худсовет» был пианист Николай Луганский. Он – обладатель множества престижных наград. Самую первую он получил в 16 лет на конкурсе юных музыкантов в Тбилиси. Дальше была 2-я премия на фортепианном конкурсе в Лейпциге, затем победа на X международном конкурсе имени Чайковского. Луганский – пианист лирический. Консерваторские слушательницы говорят о нем в один голос: «Ангел». Его педагог Татьяна Николаева сказала: «Луганский – пианист завтрашнего дня». На концерте в Большом зале Консерватории Луганский будет играть Бетховена, Шопена и Рахманинова. Пианист говорит: «Шопен и Рахманинов воплощают душу рояля».- Интересно, почему именно Шопен и Рахманинов воплощают душу рояля? Николай Луганский: - Они не только для меня воплощают душу рояля. Дело в том, что существует масса замечательных композиторов, которые писали в самых разных жанрах, но много замечательной музыки можно переложить, то есть многие сонаты даже Бетховена, не говоря о Гайдне, Моцарте, можно попытаться исполнить струнным квартетом, квинтетом, или симфоническим оркестром. И было совсем не так много композиторов, которые писали чисто фортепианную музыку, которая просто уничтожается, если ее перекладывают для каких-то других инструментов, составов. Шопен и Рахманинов, в первую очередь, потому что они были оба гениальные пианисты, и стали двумя символами искусства. - То есть они с трудом поддаются переложению? - Результат будет совершенно иной. То есть это просто невозможно. - Вам предстоит сольный концерт, но в то же время Вы достаточно часто концертируете с оркестрами. Что приносит больше счастья? - Вы знаете, я бы так сказал: и счастья, и огорчения приносит больше, конечно, сольный концерт. Это гигантское событие, это приключение, в котором Вы не знаете, что произойдет. В концерте с оркестром – это, скорее, просто праздник такой. В нем участвует много людей. Вам помогают, иногда Вам мешают, но все-таки это коллективное творчество. Здесь Вы в полном одиночестве. С одной стороны Вы общаетесь с каждым человеком в зале, а с другой стороны – Вы все-таки абсолютно один, Вы за все в ответе, Вы все решаете, и Вы – главный судья. - Для вас это стрессовая ситуация? - Безусловно, это конечно же стресс. - А в концерте с оркестром бывает такое, что неудобно, некомфортно с дирижером или с коллективом? - Вы знаете, такое бывает, но, в принципе, в последние годы я стараюсь играть с коллективами, с которыми мне приятно играть и с дирижерами, которых я знаю, которых люблю, и с которыми приятно. Но, безусловно, то, что Вы назвали стрессовой ситуацией, сольный концерт не идет в сравнение ни с каким другим жанром выступления пианиста. - Вас очень часто ставят в один ряд с Мацуевым и Руденко через запятую: Луганский, Мацуев, Руденко – это век нового пианизма. А как Вы относитесь к таким сравнениям? Скажем, с Мацуевым Вы конкурируете или может быть дружите? - Знаете, я очень дружу и с Денисом, и с Димой Руденко. С удовольствием хожу на их концерты. Честно говоря, у меня нет никакой реакции на то, как меня сравнивают в чью-то пользу или в ничью. Я думаю, что в музыке сравнения нужны только начинающим любителям музыки, потому что настоящая музыка это только то, что происходит в данный момент, когда слушатели слушают музыку. И тут всякие сравнения просто вредны и мешают. Музыка – это то, что происходит как будто бы в единственный раз в данную секунду. Отнюдь не в каких-то сравнениях, рейтингах. Это, возможно, нужно кому-то, но к музыке это как раз не имеет отношения. - Очень часто про Вас говорят – Вы интеллигентный пианист. А что такое интеллигентность в музыке? В той самой, которая здесь и сейчас? - Мне трудно сказать, я не знаю. Огромное Вам спасибо, за Вашу музыку, за Вашу интеллигентность и за Вашу скромность. Беседу вела Полина Ермолаева. |