|
«Спящая красавица» Василия Бархатова на Лазурном берегуОдна из самых громких премьер XI Фестиваля русского искусства, который проходит сейчас на Лазурном берегу Франции, – спектакль «Аврора. Спящая красавица». Создатели экспериментальной постановки – режиссер Василий Бархатов и артисты театра «Кракатук» – соединили несколько произведений, созданных по мотивам сказки Шарля Перро и щедро использовали приемы «нового цирка». Разумеется, в авторской интерпретации. Рассказывают «Новости культуры».Здание Национального театра Ниццы является частью комплекса Центра современного искусства. Поклонники авангарда и поп-арта приезжают туда со всего мира. Логично, что именно на этой сцене фестиваль Ruskoff представляет главную премьеру года – спектакль «Аврора. Спящая красавица». Критики уже назвали его «бомбой современного театра». Василий Бархатов живет в Ницце уже две недели, и все время он проводит на сцене. Репетиционный процесс бесконечен. Работа кипит в любое время суток. Не секрет, что молодой петербургский режиссер любит эксперименты. Поэтому, когда театр-цирк «Кракатук» предложил ему поработать над новой постановкой, Бархатов согласился не раздумывая. Для него это стало очередной возможностью поговорить со зрителем на новом языке. «Яркий трюк или какое-то событие, движение в этом жанре вызывает моментальный отклик. У нас либо останавливается сердце, либо замирает дыхание, и мы вдруг можем почувствовать любовь или нежность, или трогательность – вот, прямо в одну секунду», – заверяет Василий Бархатов. Он считает, что «Спящая красавица» – история, которая хорошо подходит двадцать первому веку. Главная героиня в этом спектакле – символ современной пассивной молодежи. «Собственно говоря, девушка, которая ничего в жизни не сделала, кроме того, что все сделали за нее, а она просто нечаянно укололась, нечаянно проспала сто лет, нечаянно полюбила, вышла замуж и красиво живет», – поясняет постановщик. Сделать сказку былью наших дней режиссеру помогает хорошо известный поклонникам Инженерного театра «АХЕ» Максим Исаев. Художник-постановщик уверен, что «Спящая красавица» – символическое произведение. Поэтому в афишу спектакля специально добавили строчку: «Это не сказка». «Мы пытались сделать современную историю, а не пыльную, старую, скучную, неинтересную. У нас такие понятные, узнаваемые персонажи», – считает Максим. Символы заполняют все пространство сцены. Занавес с бананом Энди Уорхола подражает МХАТовскому – с его «Чайкой». Страшная механическая рука, переносящая бездыханное тело Спящей Красавицы, появилась из автомата с мягкими игрушками. Труднее всех приходится, конечно, артистам «Кракатука». Они не только подвергаются тяжелым физическим нагрузкам, но и берут на себя актерскую ответственность. Некоторые сцены можно назвать по-настоящему опасными для жизни. Принцессе, например, даже засыпать приходится весьма экстремальным способом. «Я не видела, чтобы в каком-то спектакле человек тонул или задыхался от дыма. Все это нужно выплескивать, эту энергию. Очень трудно на самом деле», – признается исполнительница роли Авроры-Спящей Красавицы Оксана Мартьянова. Премьера уже идет, а фантазеров-постановщиков вдруг осеняет еще одна идея. Исаев и Бархатов сочиняют объявление, которое будет произнесено со сцены по ходу спектакля: «Дамы и господа! Для пробуждения принцессы объявляется конкурс принцев любых возрастов, вероисповеданий и взглядов. Запись проходит в администрации театра». В зале смельчаков не находится. Рискованные способы пробудить красавицу берут на себя артисты. Выстрел из пистолета, световое шоу, игра на ударных и даже исполнение арии Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта. Это, кстати, единственный фрагмент, в котором не звучит музыка Чайковского. Определить жанр сложно. Пока это все-таки скорее цирк, пытающийся быть театром. Зрителю трудно понять символические намеки режиссера. Его внимание сосредоточено исключительно на трюках. «Честно говоря, во время этого спектакля мне было страшно не столько за режиссера Василия Бархатова, сколько за самих артистов, потому что, когда смотришь любовную сцену с двумя без страховки висящими гимнастами, понимаешь, что все эти балетные поддержки – это чепуха, и действительно за них страшно», – говорит музыкальный критик Екатерина Бирюкова. Несмотря на теплый прием, который оказала спектаклю французская публика, над ним предстоит еще много работать. Его двойное дно и тройные сальто требуют более ясного воплощения. Постановщики все же лукавят, называя «Спящую красавицу» былью. Свой спектакль они создали в Ницце, а ведь Лазурный берег в представлении русских всегда был и остается сказочным местом. Картиной, словно написанной кистью импрессиониста. Поэтому и творить им легко – надо лишь внимательно наблюдать за спектаклем, который ежедневно ставит здесь сама природа. |