|
Игорь Федоров: «"Щелкунчик" - конкурс нервов, да еще и утром»Юные таланты, за которыми мы наблюдаем на Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», доносят до слушателей свои чувства, ведь музыкальный инструмент – это продолжение их души. В самом центре Большого зала Центральной музыкальной школы можно разглядеть несколько сосредоточенных, немного суровых и поглощенных музыкой лиц. Это члены жюри. Хоть конкурс и детский, судейская коллегия работает по-взрослому, отбирая самых лучших исполнителей. Жюри нельзя отвлекать, ведь от их решения зависит дальнейшая судьба ребят на конкурсе. Как только объявили перерыв, мы отправились в комнату отдыха жюри, где застали Игоря Федорова. Лауреат международных конкурсов умерил наше любопытство, ответив на несколько вопросов.– Как вы оцениваете уровень конкурсантов? – Очень хороший, высокий уровень. У «Щелкунчика» всегда был особый статус, уровень которого не снижается и даже с каждым годом повышается. – По каким критериям вы оцениваете участников? – Критерии те же, что и для художника, музыканта или актера. Все зависит от того, как юные исполнители воздействуют на слушателей, какое впечатление они производят. – Какие участники произвели на вас особое впечатление? – Вы знаете, я боюсь сейчас это говорить, ведь впереди еще второй тур, и мне не хотелось бы никого выделять. Те, кого мы пропустили дальше, этого действительно достойны, и, на наш взгляд, их умения равны между собой. У всех восьмерых участников одинаково сильный уровень. – На ваш взгляд, какими качествами должен обладать ребенок, чтобы победить в конкурсе? – Быть художником, быть индивидуальностью, быть кем-то особенным. У нас нет «секунд», у нас нет «децибел», у нас нет всего того, по чему мы оцениваем качество музыкального исполнения. Вот бегун, он бежит быстрее, чем его соперник, поэтому он лучший. У нас творческий процесс, как у фигуриста, и его надо оценивать по впечатлению, которое производит то или иное выступление. И еще, может, опираясь на интуицию жюри. Нужно уметь предвидеть, кто сможет в дальнейшем улучшить свои возможности, каким участник будет через год, потому что этот конкурс – детский, а значит перед нами еще не сформировавшиеся личности. – Что вы хотите пожелать участникам, которые не прошли во второй тур. Может быть советы какие-нибудь дадите? – Знаете, советов, конечно, много, но для каждого из участников они свои. Если кому-то из них интересно, они могут подойти к членам жюри и поспрашивать нас. Сегодняшняя ситуация такова, и на это найдется тысяча примеров, когда человек, не прошедший даже во второй тур, становится более значимой личностью, чем тот, кто проходит. Что произойдет дальше, как человек будет дальше развиваться, не известно. Человек, который получил Серебряного «Щелкунчика», может стать никем. – Чем юбилейный конкурс отличается от прошлогодних? – Лично для меня это новые открытия. Думаю, мои коллеги с этим согласятся. Это очень интересно и в то же время очень ответственно – быть членом жюри. Мы действительно переживаем за каждого участника, за каждый неверный пассаж, за каждую неверно взятую ноту. Мы ведь очень за всех волнуемся. Ведь у нас самих тоже бывают и срывы, и неудачи, и «не свои дни». Все-таки все живые и все музыканты. На оценку влияет то впечатление, которое музыкант производит на жюри, на публику. Это впечатление и будет самым главным. И даже если кто-то где-то что-то задел, уронил, то это уже не так важно. Хотя, конечно, если ошибок очень много, и они явные, то это тоже стирает впечатление. На то он и конкурс, на то он и утром. Кто привык утром играть? Никто не привык. Все играют вечером. Все концерты вечером. Это еще и конкурс нервов, человек должен подготовить себя к этому. |