История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Иоселиани Отар. Екатерина Мень о режиссере

Екатерина Мень, филолог, арт-критик:

Была такая песня, обязательно входящая в программу советских концертов, которая начиналась словами «вы слыхали, как поют дрозды, нет, не те дрозды, не полевые». И специалисты-орнитологи удивлялись, о каких таких «полевых», непоющих дроздах может идти речь? Дрозды поют себе и поют, и каждый слыхал это звонкое «фью-фью». Однако, на всякий случай и в названии своего давнего фильма Отар Иоселиани подчеркивает, что жил ПЕВЧИЙ дрозд. Чтобы не было никаких недоразумений. Вообще, ряд ранних фильмов, снятых Иоселиани в Грузии, по заголовкам можно было бы отнести к какому-нибудь естественнонаучному циклу, в каких бывают фильмы о природе – кроме «певчего дрозда», например, «Листопад», или «Пастораль».

На самом деле, о природе Иоселиани и снимает, только не в прямом натуралистском смысле, а в философском. И это продолжилось и во Франции, куда Отар Давидович переехал более 20 лет назад. Это перемещение кажется таким же естественным, как пение дрозда. Давно известно о каком-то глубинном родстве грузинского и французского, не то чтобы родстве культур в каноническом понимании этого слова, а, скорее, о родстве каких-то тонких материй. Для Иоселиани, который встал однажды на позицию поэтического наблюдателя за жизнью разных людей, совершенно не важно, где для этого находиться. Это абсолютно «космополитичная» наблюдательность, которая, с одной стороны, базируется на личностно-национальном, а с другой – на вселенском.
Иоселиани и для нас мастерит глазок, через который мы можем присматриваться к миру, отыскивать самих себя в этих порой чудаковатых героях. Мы смотрим его фильмы как трогательное и невинное напоминание о том, что все мы немножко грузины и немножко французы, немножко чудаки и немножко пьяницы, немножко певчие дрозды и немножко лошади. Весь это иоселианевский мир касается нас очень непосредственно – это Иоселиани за ним наблюдает и его поэтизирует, а мы в нем живем, мы, а не кто-то иной, находим истину в вине и любимы луной. Это режиссер-егерь, который входит в нашу жизнь как в заповедник, где можно окольцевать птицу и выпустить ее снова в небо – сделать свое важное дело, не нарушая целостности и естественного течения этой жизни.

Я с удовольствием посмотрю 10 июля и всем рекомендую фильм об Отаре Давидовиче в телецикле «Острова» (начало в 21:25). Хочу взглянуть на этого божественного «натуралиста», посмотреть, что и как он делает, что думает, послушать, что этот художник говорит за пределами своих фильмов. Понаблюдать за наблюдателем – такую возможность нельзя упустить.