|
"Дом Островского": Петр Вайль о фильме-спектаклеПетр Вайль, писатель:Александру Островскому в русской культуре уготована была, с одной стороны, почетная, с другой, скромная участь - ответчика за оживление общественных тенденций. На всем протяжении ХХ века, в периоды социального безвременья, которые заметно преобладали, Островского теснил более обобщенный и всемирный Чехов. Реалист Островский выходил на первый план, когда его коллизии можно было хоть как-то соотнести с окружающей жизнью. Первый раз такое произошло в 60-е годы прошлого века, когда коллектив чуть отодвинулся перед личностью, инструкция - перед инициативой. Когда чуть реабилитировался быт и семейные страсти встали едва ли не в один ряд с общественными. И уж совсем Островский оказался живым и актуальным в 90-е, с появлением реальных, а не сценических дельцов и предпринимателей, с возвращением терминов, давно снабженных в словарях пометкой «устар.» - «вексель», «закладная». Само понятие «деньги» обрело ту роль, которое оно играет в пьесах Островского. Богач, его манеры и нравы загуляли по просторам страны, и тут же - по театральным подмосткам. Если чеховские персонажи заставляют задуматься об экзистенциальных проблемах, то герои Островского вызывают чувства более приземленные и ярко окрашенные: жалость, смех, презрение, омерзение. Надо надеяться, придет время Островского самодостаточного, не привязанного к веяниям времени. В его великолепной драматургии все для этого есть - остро выстроенные сюжеты, незабываемые портреты, блистательный юмор. Смотрите фильм-спектакль «Дом Островского» 16 сентября в 14:30 в рамках Фестиваля императорских театров России. |