|
"Долгая счастливая жизнь": Александр Трошин о фильмеКинокритик Александр Степанович Трошин:«Долгая счастливая жизнь» - первый и единственный фильм Геннадия Шпаликова-режиссера. Шпаликов к этому времени уже был известен как сценарист. Сценарист особого склада, неповторимой интонации. У него за плечами были уже четыре поставленных сценария, среди них – высочайше обруганная, порезанная, перемонтированная, сменившая название «Застава Ильича», и - солнечная, по-летнему распахнутая, смешливая, песенная, поэтическая лента «Я шагаю по Москве». Ни на ту, ни на другую не похожа «Долгая счастливая жизнь», которая и названа-то так то ли в умную насмешку, то ли с глубокой тоскою. Никакого счастья в ней не складывается. Как в чеховском «Вишневом саде», который тут играет заехавшая в областной город столичная труппа. История любви? (Ведь так называется цикл, в которой включен и этот шпаликовский режиссерский опыт.) Не знаю. Не рискну утверждать. Что-то несостоявшееся, хоть и поманившее. Два человека, мужчина и женщина, пересеклись, открылись друг другу и… испугались, что ли? Инна Гулая – достаточно этой роли и той, что у Кулиджанова в «Когда деревья были большими», чтобы сказать о ней: «поразительная актриса»… Инна Гулая и Кирилл Лавров сыграли эту историю мелодически точно, сохранив ее хрупкость, эскизность. С одной стороны – Чехов, с другой – французский поэтический реализм, легендарная «Аталанта». Недаром Шпаликов написал на своем сценарии: «Памяти Виго, моего учителя в кинематографе, да и в жизни». После, в 1973-1974, незадолго до смерти, оглядываясь назад, Шпаликов посетует в «Разрозненных заметках», что, мол, фильм этот широко не прокатывался, и я не думаю, пишет он, что его запомнили. Нет, запомнили и - полюбили. За эту поэзию, вырастающую из будничных обстоятельств. Фильм «Долгая счастливая жизнь» в эфире 14 декабря 2006 в 14:35. |