|
Вольные издатели создали свою гильдиюПервый московский фестиваль вольных издателей завершил работу. Итогом форума, в котором приняли участие 30 малых издательств столицы, стало решение о создании «Гильдии вольных издателей». Такой единый центр будет поддерживать издание некоммерческой литературы и авторских арт-книг и обеспечивать их распространение, ведь зачастую тиражи эксклюзивной «книжной продукции» составляют всего несколько экземпляров.Создатели небольших независимых издательств не скрывают, что их положение на отечественном книжном рынке довольно сложное. Во времена господства «одноразового чтива» и пресловутого «бук-кроссинга» они не стремятся угодить вкусам массовой аудитории и не могут похвастаться прибылями, однако готовы издавать уникальные книги в расчете на «меньшинство». Такие издания, точнее, коллекционные произведения книжного искусства, способны пережить не одно поколение. На фестивале побывала съемочная группа «Новостей культуры». Издать книгу может каждый. Так думал и Игорь Белый – один из организаторов фестиваля. Он наччинал три года назад – хотел сделать приятное другу и выпустить в свет его рассказы. Получилось. Такой путь проходят десятки издателей. Игорь Белый рассказывает о подводных камнях, которые встречают на пути новоявленных издателей: «Они в эйфории. Они издали, ура! Потом стенка – куда девать? Все упирается в то, что в магазинах говорят: кто вы такие, мы вас не знаем, идите…» Гильдия вольных издателей – все равно что профсоюз. Гильдии существовали всегда, даже советский самиздат из той же серии. Сейчас накопилась «критическая масса» недовольных, и с ней придется считаться крупным магазинам и издательствам. Как-никак многие номинанты «Букера», «Большой книги» (например, Щекина, Хуснутдинов) начинали с тиражей в тысячу экземпляров. Ситуация с детской литературой – не исключение. Редактор Наталья Левушкина рассказывает: «Мы одни из первых, кто начал издавать Артура Гиваргизова. Александр Тимофеевский был известен как автор песни Крокодила Гены… А он ведь много работал в стол. И многие его замечательные стихи начали изваться только сейчас». Конечно, небольшие тиражи – в чем-то синоним элитарности. Не каждому захочется узнать «Москву, которой нет» или про «Киноглаз Дзиги Вертова». Или вот это издание «Фантастика: история жанра». Три поколения исследователей, начиная с учителя Стругацких, Вениамина Канна, предлагают свои мысли о законах жанра и его развития в России. На большой тираж авторы не претендуют. Издатель Александр Лидин признает: «Интерес к зарубежной фантастике угас. Сейчас в основном российские авторы держат читателя. Но... Выплеснуть бы это сразу… Лет семь назад был бы большой тираж». Авторы журнала «Религиоведческие исследования» рассчитывают сделать его популярным и при этом удержаться на разумной грани между научной периодикой и глянцем. Вышло пока два номера, появились заинтересованные читатели: сегодня это единственное более-менее авторитетное и не слишком сложное издание по проблеме религиоведения. Редакто Павел Костылев подчеркивает плюсы журнала: «Много рецензий, чего нет в академических журналах. Обзоры конференций, много переводов». На фестивале становится ясно: внешнему виду книги уделено внимания не меньше, чем содержанию. Из образцов удивляющих – формат «мини». Переплет, обложка – все сделано вручную, каждая книжка-малышка уникальна, ведь точно повторить их невозможно. У членов Гильдии вольных издателей было три дня, чтобы обсудить проблемы и поделиться опытом. Правда, насчет «вольности» в выбранной сфере никто иллюзий не питает. Хотя, возможно, именно в «малом» формате давление рынка компенсируется эстетическим вкусом. |