История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Предлагаемые обстоятельства

Авторская программа Анатолия Смелянского (Россия, 2005). 12 выпусков.

Режиссер Борис Хлебников.
Оператор С. Стариков.
Редактор Е. Соколова.

«В этом словосочетании нет никакой особой загадки. Предлагаемые обстоятельства - это страна, в которой живем, город, в котором обитаем, люди, среди которых находимся. В общем, это жизнь, которая дается нам не по нашему выбору, не по нашей воле. А для людей театральных есть еще и добавочный смысл - из практики Станиславского, из системы анализа роли, поведения человека, тех сил, которые влекут его к тому или иному финальному результату». Так начинает свою программу Анатолий Смелянский, стоя на сцене Художественного театра, а за ним - знаменитый и легендарный, населенный духами шехтелевский зал Московского Художественного театра.

Место действия - СССР, Россия,
Время действия - вторая половина XX века.
Финал - советская цивилизация, ее распад.

Эта программа посвящена судьбе русского театра в предлагаемых обстоятельствах ХХ века, в предлагаемых обстоятельствах того, что теперь называют "советской цивилизацией".

«Сверхтеатр» – о формировании театра советской эпохи.

«Барсучья нора». Барсук, зарываясь в землю, сразу делает два выхода, на всякий случай. В этой программе автор ведет разговор о том, как выживали в советское время наши выдающиеся режиссеры. И не просто выживали, а как этот самый запасной выход умели использовать. Государство заказывало музыку и платило, но музыка звучала не та, или не совсем та, которую заказывали.
Анатолий Смелянский рассказывает историю, очень характерную для того времени, когда в кабинет министра культуры Петра Демичева были приглашены ведущие актеры МХАТа во главе с Олегом Ефремовым на обсуждение пьесы «Перламутровая Зинаида», которую собирались ставить в Художественном театре.

«Высокое посещение». В жизни театров время от времени возникали моменты, когда их посещал руководители партии и государства. Эта программа посвящена визитам в Художественный театр двух генсеков - Брежнева в марте 1982 года и Горбачева в апреле 1985. Один визит закрывал советскую эпоху, другой - открывал новую страницу российской истории. Леонид Ильич Брежнев посетил спектакль " Так победим" и пытался общаться с Лениным на сцене, а Михаил Сергеевич Горбачев смотрел " Дядю Ваню". Автор также вспоминает о посещении МХАТа Сталиным.

«Всего несколько слов в защиту». Часть 1. Эта программа посвящена очень сложным творческим и человеческим взаимоотношениям двух крупнейших режиссеров ХХ века – Юрия Любимова и Анатолия Эфроса. У каждого из них - свой легендарный путь в искусстве, свой творческий почерк, но волею судьбы и обстоятельств они оказались во власти времени, которое ставило преграды на их пути. И судьбы их пересекались. Кодекс художественного поведения, этика, борьба самолюбий, искусство, власть - все сошлось в этом клубке.
Часть 2. Анатолий Смелянский продолжает рассказ о взаимоотношениях Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. Спектакль «Вишневый сад» в Театре на Таганке, реакция на него Любимова. Его уход из театра, лишение советского гражданства. Несколько лет главным режиссером Театра на Таганке был Анатолий Эфрос. А в 1989 г. Любимов вновь возглавил родной театр.
В программе использованы фрагменты телеспектакля «Несколько слов в защиту господина де Мольера», а также уникальные кино и фотоматериалы.

«Политические гастроли». В системе советской театральной жизни был своего рода карнавальный элемент - гастроли. Разрешенный и хорошо организованный советский театральный карнавал: лето, отпуск, выход за пределы своего мирка, встречи с иной культурой, другими людьми, другими городами, республиками или странами, чувство относительной свободы, заработки, ироничная культура совместного театрального быта. Приезд Художественного театра - это всегда было культурно-политическое событие. В программе Анатолий Смелянский подробно рассказывает о гастролях МХАТ в Среднюю Азию в 1981 году.
В программе использованы фотоработы Игоря Александрова - фотографа музея МХАТ, материалы из Государственного Архива Кинофотодокументов.

«Государственный режиссер». Часть 1. В кабинете Георгия Александровича Товстоногова в БДТ Анатолий Смелянский размышляет о том, что здесь был один из главных островков советской театральной цивилизации, театр-государство, театр-страна, театр-дом, театр великих артистов, где было огромное количество прекрасных спектаклей. И было понятие - государственный режиссер, не иронически, не в кавычках, а в прямом смысле. 30 лет в этом доме беспартийный государственный режиссер Георгий Александрович Товстоногов руководил уникальным театром.
Часть 2. И снова Анатолий Смелянский в кабинете Товстоногова. Разговор идет о «Мещанах» Горького, о спектакле «Балалайкин и Ко», поставленном на сцене «Современника», о «Хануме». И, наконец, о главном спектакле Товстоногова - «История лошади», о великом артисте Евгении Лебедеве, об актерском ансамбле БДТ, достигшем абсолютной своей вершины и мощи.

«Братья и сестры». Театр-дом или театр-семья чаще всего завязывается на какой-то общей работе, общем спектакле. На нее оглядываются, ей живут, питаются, причем это легенда и для самих актеров и для зрителей - об этом рассказывает Анатолий Смелянский из кабинета Льва Додина - создателя и руководителя Малого драматического театра - театра Европы. Почти два десятилетия тому назад, под занавес советского времени Додин и его актеры сотворили двухчасовую фреску по мотивам романа Федора Абрамова «Братья и сестры». Этот спектакль и стал камертоном, началом истории Малого драматического театра.

«Дальше тишина». Есть несколько пьес в мировом репертуаре, которые по своей природе обречены быть движущимся зеркалом истории. Одной из таких пьес был и остается шекспировский «Гамлет». Программа посвящена интерпретациям этой пьесы в советском театре. В поле зрения: «Гамлет» Михаила Чехова, «Гамлет» Акимова, несыгранный «Гамлет» Б.Ливанова, «Гамлет» Охлопкова и Самойлова, «Гамлет» Любимова и Высоцкого, «Гамлет» Тарковского и Солоницына, «Гамлет» Смоктуновского и Козинцева, «Гамлет» Стуруа и Райкина, «Гамлет» Някрошюса.

«Если бы знать». В истории культуры, в истории театра бывают судьбы людей, художников, бывают судьбы идей, но бывают и судьбы пьес, которые прихотливо растут, изменяются вместе со временем и влияют на жизнь тех, кто пытается дать этим пьесам сценическую жизнь. Анатолий Смелянский размышляет о пьесе А.Чехова «Три сестры» из дома писателя в Ялте. Программа посвящена нескольким интерпретациям этой пьесы, начиная со мхатовской постановки Немировича-Данченко 1939 года, через эфросовские «Три сестры» (1967), через любимовскую постановку (1981), и, наконец, Анатолий Смелянский обращается к последнему спектаклю Ефремова (1997).

«Куда ж нам плыть». Двенадцатая, заключительная программа цикла посвящена творчеству и жизни Олега Николаевича Ефремова, актера, режиссера, 30 лет руководившего МХАТом. Анатолий Смелянский обращается к одной из самых драматических страниц истории МХАТа - разделу труппы на две части и роли Олега Ефремова в этом. «Вернуть имя Чехова Художественному театру оказалось делом нетрудным, а вернуть отлетевший от этого здания дух Художественного театра, оказалось делом практически невозможным».

Программа - лауреат ТЭФИ-2005 в номинации «Программа об искусстве».

Программа вошла в число финалистов на ТЭФИ-2005 в номинации «Программа об искусстве».

Программа выдвинута на конкурс ТЭФИ-2005 в номинации «Программа об искусстве».

В 2009 году за фильм «Если бы знать!..» Анатолий Смелянский удостоен специального приза Международного фестиваля телевизионных программ, посвященного 150-летию со дня рождения А.П. Чехова.

В эфире:
январь 2005 года,
ноябрь 2005 года.