История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Тихон Хренников: "Предсказать успех невозможно"

«Работа – это единственное, что держит человека, если он увлечен этой работой. Лучшего в жизни ничего нет», - так считал композитор Тихон Николаевич Хренников. Год назад, 14 августа, его не стало. В день памяти Тихона Хренникова в эфире программа «Музыкальная история» (начало в 13:10). Программа снималась при жизни композитора, он рассказал о своей богатой событиями творческой жизни, вспоминал о встречах с великими музыкантами, режиссерами и об истории создания многих своих произведений для театра, кино, эстрады.

«Когда я кончал техникум, я уже здорово играл на рояле, - рассказывал композитор. - Когда я закончил его, меня приняли сразу на второй курс Консерватории, но все-таки сказали: "Ты сыграй что-нибудь!". Там были приемные испытания, - все-таки меня принимали в высшее учебное заведение. Я сказал: "Я сыграю прелюдию и фугу Баха". Я ее обожал. Это изумительная тема. Я в Малом зале сыграл прелюдию и фугу Баха. В это время в числе профессоров, которые всех слушали, был Нейгауз. Я знал, что он – великий педагог. К нему попасть было совершенно невозможно, экзамены были невероятные. Я сыграл, вышел оттуда. И вдруг мне навстречу идет Нейгауз. Он говорит: "Я Вас сейчас слушал. Вы хотите у меня учиться?". Я обалдел....».

Также Тихон Николавич вспоминал: «В Ленинграде проходил Второй Международный театрально-музыкальный фестиваль. От Ленинграда был командирован Шостакович, а Москва посылала меня, я был еще студентом Консерватории. Я поехал туда. Дирижировать должен был Мелик-Пашаев. Я так волновался! Никак не мог выйти на сцену! Мелик-Пашаев говорит: "Выходи, Тихон, выходи!". А у меня нога не слушается, чтобы первый шаг сделать. Он тогда вытолкнул меня на эстраду. Делать нечего, пришлось подойти к роялю, садиться. Я очень здорово сыграл концерт. Наверное, на нервной почве, как любил выражаться Леня Коган. На нервной почве я так сыграл этот концерт, что имел невероятный успех. Там я познакомился с Шостаковичем.
Судьба каждого нового сочинения абсолютно неизвестна. Предсказать успех или неуспех какой-нибудь вещи - это просто невозможно. Думал ли я когда-нибудь, что "Московские окна" будут популярной песней не только в Москве, но и Париже, в других городах. Я никогда не думал. Я ее написал: была одна строчка. Григорий Васильевич Александров попросил написать музыку для его последней картины "Русский сувенир". Я согласился. Он попросил написать песню, которую бы подхватили, шлягер для Любочки Орловой...
Звонит мне Утесов и говорит: "Тихон Николаевич, нет ли у Вас для новой моей программы какой-нибудь песни?". Я говорю: "Вы знаете, Леонид Осипович, я никогда не писал специально песен. У меня все песни либо для театра, либо для кино, а специально песен не писал". И вдруг я вспомнил и говорю: "Есть у меня одна мелодия, которую я сочинил когда-то для Любочки Орловой, а она осталась". Он говорит: "Я сейчас к Вам приеду". Он приехал, я наиграл ему "Московские окна". Тогда не было никаких окон, там не было слов никаких, мелодию наиграл. Он говорит: "Это то, что мне надо". Я говорю: "Слов нет". Позвонили Мише Матусовскому, он тут же приехал, сделал рыбу ритмическую. На следующий день он мне по телефону продиктовал эти изумительные слова. Песня прозвучала в концерте Утесова, ничего особенного, она прошла с успехом и все. Я так к ней отнесся - прошла и прошла. Столько песен для кино было, что это было как семечки для меня. Потом вдруг эта песня начинает петься всеми...».

Официальный сайт Тихона Хренникова >>