История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Альфред Хичкок. Человек, боявшийся жизни

Америка и Англия до сих пор делят Альфреда Хичкока. Британия, родина режиссера, сделала его загадочным и тонким человеком, а в Штатах он снял большую часть своих картин. С 1925 по 1939 гг. Хичкок работал в Англии, где его называют теперь сэр Альфред (он был удостоен рыцарского звания), потом переехал в Голливуд, где его называли Хич и считали крепким ремесленником коммерческого кино.

В середине 60-х годов, когда карьера в кино резко пошла на спад, он на десять лет стал ведущим телепрограммы «Альфред Хичкок представляет». Его заново открыли французские критики и режиссеры «новой волны» во главе с Франсуа Трюффо, увидевшие в нем «Автора», написавшие о нем массу книг.

Тридцать лет назад его фильмы знали все. Сегодня Хичкок утратил былую популярность. Что поделать? Многие фильмы Альфреда созданы в то время, когда кино было черно-белым.

С чем ассоциируется имя урожденного англичанина Альфреда Хичкока? Первое, что всплывает в памяти – страшно, все жутко запутано; второе – страшно, но интересно, что будет дальше - все всегда не так, как представлялось в начале.

Виртуоз саспенса – манеры создавать напряженное ожидания беды, которая неминуемо должна произойти, - кинорежиссер Альфред Хичкок снял 53 фильма. Он постоянно искал новые кинематографические приемы, экспериментировал со звуком, цветом, стереофонией, пространством, ретроспективным повествованием. Так в фильме «Птицы» (1963) режиссер отказался от музыкального сопровождения, использовал только естественные звуки и электронные шумы, что в сочетании со сложнейшими комбинированными съемками и специальной дрессурой шокировало зрителей. Эскизы к его фильмам делал Сальвадор Дали.

На премьерах хичкоковских фильмов публика визжала от ужаса, у особо чувствительных зрительниц случались нервные расстройства. После премьеры «Психоз» (1960) режиссеру звонили разгневанные отцы семейств: «Моя дочь вот уже две недели не заходит в ванную - она боится, что там прячется маньяк!».

Однако, мастер ужаса Хичкок сам всего боялся, рос крайне закомплексованным грузным человеком, боявшимся любви, и все комплексы проживал в кино.

В том, что Хичкок был глубоко одиноким, не было ничего случайного: с детских лет он не верил, что люди будут относиться к нему на равных, и поэтому отгородился от них ледяной стеной. У хичкоковских фобий, добровольного внутреннего затворничества была и оборотная сторона: страхуясь от случайностей непредсказуемого и опасного мира, Хичкок изо всех сил изучал его детали. Снимая фильм, он скрупулезно разрабатывал биографию героя, уяснял, какого цвета волосы у его ни разу не появившейся на экране жены, как звали его покойную тетю и черепаху, которую ему подарили на пятилетие. О том, что он в мельчайших деталях разрабатывал маршруты и планы, не приходится и говорить. Позднее это перешло в манию - Хичкок коллекционировал автобусные и пароходные маршруты, расписания поездов, имена портных, содержание ресторанных меню и различные способы жарить свинину.

Он был «кладбищем» обширных и бесполезных знаний - его манера часами говорить непонятно о чем повергала посторонних в ужас. Реакция окружающих сильно забавляла Хичкока. Его пустопорожние монологи были изощренной шуткой - подчиненные уходили от мэтра с сильной головной болью. Хичкока это не тревожило - он не любил людей, но любил розыгрыши (а Хичкок обладал недобрым чувством юмора, пропитавшим его фильмы), которые были его главным развлечением. Одной актрисе, живущей в доме с центральным отоплением, он как-то преподнес две тонны угля, другую пригласил на обед, где все блюда, включая суп и десерт, были выкрашены в голубой цвет («Правда, красиво?»), третьей на день рождения прислал четыреста копченых селедок - он знал, что бедную девушку мутило от одного запаха рыбы.

Хичкок не щадил никого, дарил своим ютившимся в маленьких квартирках коллегам чудовищных размеров шкафы и кровати, которые им негде было поставить, а хорошо воспитанных гостей сажал на особые диванные подушки, которые немедленно издавали громкий неприличный звук. Известнейшего актера сэра Геральда дю Морье он как-то пригласил на бал-маскарад. Тот пришел в костюме турецкого султана и... обнаружил, что все остальные гости одеты в смокинги.

Вся биография Альфреда Хичкока доказывает, что в истории человечества оставляет след не только разумное, доброе и вечное, но и человеческие пороки.

16 августа 2009 в 12:15 в эфире программа "Легенды мирового кино", посвященную Альфреду Хичкоку.