История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Антонова Ирина и Борис Мессерер на "Худсовете". От Джотто до Малевича

Грандиозная выставка открылась 8 февраля в ГМИИ имени Пушкина. «Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» - экспозиция представляет диалог и взаимопроникновение русской и итальянской живописной традиции в буквальном смысле от Джотто до Малевича. Дизайнером выставки является Борис Мессерер, который вместе с директором ГМИИ им. Пушкина Ириной Антоновой 4 февраля 2005 года рассказал о выставке в рамках «Худсовета».

Тема русских в Италии и итальянцев в России неисчерпаема и безумно увлекательна. Пытливые ученые, а к тому же люди увлекающиеся, придумали и осуществили дерзкий и умопомрачительный по масштабу проект, - была собрана выставка «От Джотто до Малевича», наглядно иллюстрирующая удивительные совпадения в развитии русской и итальянской живописной школы, и взаимовлияние этих школ. Культурная общность России и Италии связана прежде всего с византийским происхождением культуры и религии двух стран, однако если в России наблюдалась прямая преемственность, то итальянское искусство пошло по другому пути. Эта и множество других интереснейших особенностей развития наших культур, стали темой выставки, которая приезжает к нам из Рима, где она экспонировалась с октября по январь.

- Вам наверняка известно, как воспринимали выставку в Риме, будет ли, по вашим прогнозам, отличаться реакция нашей публики, и если да, то чем?

Ирина Антонова: - Мне кажется, что выставка, которая пользовалась в Риме очень большим успехом, будет равно интересна и для наших зрителей. И может быть, даже в еще большей степени, потому что приезжают просто невероятные шедевры первый раз в Россию: будут представлены такие имена, как, скажем, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан, Ботичелли, Караваджо. Итальянцы были впечатлены, конечно, древнерусской живописью – Рублевым, Дионисием, а затем уже нашими мастерами XIX века. Ну и русский авангард и итальянский авангард начала века – тема очень популярная сейчас.

- Им так же, как и нам интересны эти сюжеты взаимопроникновения России и Италии?

И.А.: -Да, Вы знаете, в чем дело, это взаимопроникновение, оно не всегда лежит на поверхности. Вот в разделе «Архитектура» это очень очевидно. Конечно, период работы Александра Иванова, Брюлллова, Кипренского, Сильвестра Щедрина в Италиина рубеже XVII-XIX тоже момент таких скрещений. Но ведь очень многое идет параллельно, и когда русская живопись и иконопись XV-XVI века висит напротив картин Рафаэля, Тициана и Ботичелли, это производит очень большое впечатление. Это одно время, но стадиально это разное искусство и равно великое.

- Борис Асафович, Вам наверняка было очень интересно работать как главному художнику этой выставки над ее стилем и дизайном. Чем Вы руководствовались, выбирая этот стиль?

Борис Мессерер: - Перед художником, который работает над такой, я бы сказал, величественной темой, всегда стоит задача дать некий образ - образ и Италии в каком-то смысле, и России. Мы пошли по такому пути: привлекаем великое имя Пиронезе, художника итальянского, гравера. Его гравюру мы даем таким – технический термин – «сверхувеличением». Огромного размера Собор Святого Петра в Риме, гравированный очень парадно фасад собора дает некое торжественное звучание итальянской теме. В белом зале, в апсиде белого зала помещаем Успенский собор в Кремле. Это гравюра неизвестного художника, но она имеет очень большое очарование. Этот художник замечательно выразил свое видение и Кремля, и этого собора в свое время. И вот такое погружение в эпоху, оно необходимо.

- В процессе работы над этой выставкой Ирина Александровна , даже не как директор музея, а как ученый, наверняка сделала какое-то открытие, может быть даже для самой себя… Поделитесь?

И.А.: - Наблюдение заключается в том, что мы может быть себе раньше и не отдавали отчет в каких-то глубинных основах близости наших двух культур – Италии и России, несмотря на внешние различия на каких-то этапах. То чувство красоты, заложенное в итальянском искусстве, оно обязательно существует и в нашем отечественном искусстве и где-то на каких-то этапах оно сближается.

Беседу вела Нара Ширалиева