История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Абдрашитов Вадим на "Худсовете"

Слово для защиты», «Парад планет», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», «Магнитные бури». Эти фильмы, этапные для отечественного кинематографа, снял режиссер Вадим Абдрашитов. Кстати, мало кто помнит, что картина «Пьеса для пассажира» получила в Берлине «Серебряного медведя». 19 января 2005 года у Вадима Абдрашитова был юбилей – 60. В этот день он пришел в студию «Худсовета».

Вадим Абдрашитов родился в Харькове, в детстве и юности кочевал с родителями по всему Союзу – Камчатка, Сахалин, Владивосток, Ленинград, Москва, Алма-Ата. Его будущее мог бы определить полет Гагарина в космос – вдохновленный Абдрашитов отправился поступать в знаменитый Физтех в Долгопрудном. Потом перевелся в Московский химико-технологический, работал на электровакуумном заводе. Но… зов таланта оказался сильнее страсти к физике, и Абдрашитов пришел во ВГИК. После института его позвал к себе в творческое объединение Юлий Райзман. Сценарий первого фильма Абдрашитов искал долго и мучительно, пока не прочитал работу молодого и неизвестного Александра Миндадзе… С тех пор прошло почти тридцать лет – Вадим Абдрашитов снял 11 фильмов, и все – по сценариям Миндадзе. «Слово для защиты», «Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Пьеса для пассажира», «Время танцора», «Магнитные бури». У Абдрашитова есть удивительное качество – абсолютно точное ощущение современности.

- Вадим Юсупович, а всё же почему Вы бросили физику и космонавтику?

-Я занимался фотографией очень тщательно, потом занимался кинолюбительством, и как-то вызрело ощущение, что буду заниматься режиссурой. Это был не вопрос принятия решений, это так созрело оно где-то, как-то потянуло внутри, что называется, охота пуще неволи. Я твердо знал, что буду этим заниматься и стал готовиться к поступлению во ВГИК. Тем более, после образования по тем законам надо было отрабатывать 3 года. Я три года поработал на заводе и в семидесятом году пошел и поступил во ВГИК, к счастью в мастерскую Ромма, к счастью, потому что всегда мечтал у него учиться, как раз он в том году набирал.

- Вы режиссер-диктатор или режиссер-либерал?

- Скорее либерал, потому что на площадке группа должна работать с удовольствием. Нельзя выходить на работу, как на что-то такое мучительное, что-то очень сложное. Это должно по возможности, что называется, в охотку быть. И, повторяю, с удовольствием – это означает, что надо очень тщательно готовиться к съемке в подготовительном периоде и в смысле организации: себя как-то собрать, и актеров собрать, и группу, повторяю, чтобы потом хоть какие-то секунды удовольствия испытывать на площадке.

- Как Вы подбираете актеров, как Вы понимаете, что это Ваш актер или не Ваш актер?

- В первую очередь это должны быть талантливые люди, к счастью, так получалось всегда, что мы с таковыми работали, и я даже говорю и о тех ребятах, – актерах, актрисах, - которые у нас дебютировали. Мы очень часто звали на роли совсем неизвестных актеров, которые впоследствии становились хорошо знакомыми зрителям и по кино, и по театру, и по телевидению. Что касается «наш – не наш актер»… Дело в том, что в сценариях Миндадзе существовал материал для актеров, всегда было, что играть, а это главное для актера. Задача режиссера в общем раскрыть этот материал и втянуть в свою игру. А когда человек талантлив, ему нравится профессия актера, нравится лицедействовать, он будет хорошо у вас работать.

- Вы так интересно говорите… Понятно, что Вы говорите о себе и об Александре Миндадзе. Вы почти 30 лет сотрудничаете…

- В этом году, в 2005, как раз тридцать лет, как мы познакомились вокруг картины «Слово для защиты», и вот уже совершенно непостижимым образом прошло 30 лет. Выяснилось, что за это время мы сделали 11 картинок, как-то так работали и вдруг, откуда ни возьмись, вот эта цифра – 30 лет.

- В чем плюсы, и минусы такого постоянного соавторства, как Вы думаете?

- Плюс, конечно, заключатся в том, что существует некий общий, так сказать, «медный язык». Мы хорошо понимаем друг друга, и у нас общее одинаковое понимание стоящих задач. Что касается минусов… Наверно, может быть, недостаточное… Возможно, какая-то отстраненность от материала. Трудно сказать, в этом случае минусов как таковых я надеюсь, минусы эти в картинах не прочитываются, и надеюсь, что их, в общем, и не было.

- На экране точно не видно.

- Ну, так это главное!

Беседу вела Полина Ермолаева