История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

"Любить": Александ Трошин о фильме

Кинокритик Александр Степанович Трошин:

В выходных данных фильма, того варианта, который вы увидите 13 декабря, обнаруживается некоторая странность. Во-первых, о стране-производителе сказано: СССР – Израиль. Сегодня это, в конце концов, не очень удивляет: копродукция. Почему бы нет? Но вот датировка: 1968 – 1992 годы… Неужели фильм снимался без малого четверть века? Нет, конечно. Снимался он в юбилейном 1967-м (наша страна тогда готовилась отметить 50-летие Октябрьской революции, соответствующий транспарант заглянул в кадр в одной из новелл фильма, пометив, так сказать, место и время). А 1992 год и Израиль появились в титрах потому, что создатель фильма, талантливейший режиссер, надежда тогдашнего отечественного кино Михаил Калик, испытав всяческие унижения, изболевшись за фильмы и замыслы, которые либо закрывались, либо – как «Любить» - подвергались цензурным операциям, покинул нашу страну, стал гражданином Израиля. Только спустя десятилетия, в период перестройки, когда в отношении художников и их творений была восстановлена справедливость, решили картину восстановить, вернуть ее к первоначальной, авторской версии, что Калик и те, кто с ним на этой картине в свое время работал, и сделали.

Спрашивается: что могло в этой сложенной из нескольких новелл, лирически-экспрессивной картине, проигрывающей тему в разных регистрах, вызвать начальственный гнев, если картина о любви? Даже если отыщутся какие-то протоколы и резолюции, мы прочитаем, какие прегрешения ей инкриминировались, все равно до конца не поймем – формулировки всегда изворотливы и туманны.
А вот когда будем смотреть фильм и мысленно поместим его, с его интонациями, с его лицами, его размышлениями, в контекст того времени (юбилейный 67-й, поворотный 68-й), то без труда увидим, насколько фильм этот был тогда неуместен. Достаточно первой новеллы (по рассказу замечательного прозаика Юрий Казакова) - той самой, где юбилейный революционный транспарант, - новеллы, в которой любовь не находит себе приюта в большом городе, повернувшемся к ней спиной… Я уж не говорю о пространном интервью священника о. Александра Меня, снятом Инной Туманян, которое в авторской версии встраивалось в сложную конструкцию картины. Кто ж тогда мог его допустить?! Но!.. Всё вернулось на свои места. И картина Михаила Калика «Любить», неровная, разностильная, угловатая, но все равно подкупающе искренняя и пронзительная, сохраняет поэтическую свежесть.

Смотрите художественный фильм «Любить» 13 декабря в 14:35.