|
«Пушкин. Дуэль. Смерть»: Константин Кедров о спектакле10 февраля - день смерти Александра Сергеевича Пушкина.12 февраля 2005 года в 15:00 была показана телеверсия спектакля Московского ТЮЗа «Пушкин. Дуэль. Смерть» в постановке Камы Гинкаса. Поэт Константин Кедров: Звучит парадоксально, но это правда, именно дуэль и смерть Пушкина сделал его по-настоящему популярным поэтом, дуэль и смерть принесла ему всероссийскую славу. Я не очень-то уверен, что сегодня все читали всего Пушкина. А вот про дуэль, про Дантеса, про Пушкина на снегу знают все. Вообще дуэль в русской литературе - явление довольно поразительное. Пушкинская дуэль дала толчок Толстому в романе «Война и мир» - дуэль Пьера Безухова и Курагина, у Тургенева в «Отцах и детях» - дуэль Базарова и Кирсанова, потом «Дуэль» Чехова. Как для древних греков «Одиссея» и «Илиада», так для нас - дуэль и смерть Пушкина. Это тот случай, когда поэт своей жизнью и смертью написал еще одно гениальное произведение. Никакой необходимости в этой дуэли не было. Виноват ли Николай I? Безусловно, между царем и Пушкиным дуэль, конечно, была. Это была постоянная дуэль: это было и соперничество за Россию, это была и дуэль за власть над умами, - все-таки властвовал Пушкин, а не Николай; это была дуэль за Натали, поскольку Натали была первой красавицей и Николаю хотелось, чтобы она была в него влюблена. Житейской необходимости в дуэли не было, но была какая-то сверхпоэтическая потребность воплотить то, что было в романе «Евгений Онегин», а там – …поэт/ Роняет молча пистолет. Эта дуэль тоже происходит зимой, на снегу, там тоже есть речка… Есть внутри каждого поэта какое-то пророческое предвидение своей судьбы. Написав свою судьбу в образе Ленского, - это первый заметил Лермонтов: ... И он убит - и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Пушкин напророчил, написал сценарий своей жизни, своей смерти и своего бессмертия. |