|
Кальман Имре: Оперетта - это серьёзно«Выходит, мои симфонии не нужны миру? - со смехом воскликнул он после очередного провала. - Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!».125-летию со дня рождения венгерского композитора Имре Кальмана был посвящен один из сюжетов программы «БлокНОТ» (22 октября в 18:30). Его произведения не сходят с театральных сцен, а удивительные по мелодичности арии напевают даже дети, судьба мистера Икса из «Принцессы цирка», как и Сильвы Вареску из «Королевы чардаша», продолжает вызывать волнение у зрителей. Многие оперетты Кальмана экранизированы... Но в юности Кальман серьезно сомневался, может ли он стать музыкантом из-за проблем с пальцами левой руки. В конце 90-х годов XIX века в будапештских газетах стали появляться музыкальные исследования, подписанные псевдонимом «И.К.» Под ним скрывался студент Будапештской музыкальной академии Имре Коппштейн, будущий композитор Имре Кальман. Одновременно он обучался на юридическом факультете Будапештского университета, который окончил с золотой медалью. До распада Австро-Венгрии в конце 60-х годов XIX века оставалось совсем немного. И именно в это время Австро-Венгерская империя переживала период художественного, в частности музыкального, расцвета и подъем национального самосознания. Венгерские композиторы, настроенные патриотически, уделяли внимание народной музыке и музыке венгерских цыган. Имре Кальман создавал оперетты как с венгерскими, так и с венскими либреттистами - Кароем Бакони, Виктором Леоном, Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом, но общией была ярко-выраженная венгерская тема («Цыган-премьер», «Королева чардаша» или «Сильва», «Марица»). Но это было позже, а пока Кальман зарабатывал на жизнь, работая музыкальным критиком в газете и начинал создавать свои первые произведения. В основу сюжета поэмы «Эндре и Иоганна», которую Кальман завершил весной 1905 года, был вплетен венгерский мотив. За это сочинение композитор получил премию. К жанру оперетты в это время Кальман относился свысока (и даже потом пытался «осерьезнить» оперетту), боготворил Шумана и Чайковского, но тут состоялась премьера оперетты Ференца Легара «Веселая вдова», потрясшая Кальмана и вдохновившая его на сочинение опереточной музыки. И если у Имре Кальмана и оставались сомнения, кем быть - композитором или юристом, «серьезным» симфонистом или сочинителем «легкой музыки», то теперь их уже не существовало. Кстати, в детстве Кальман хотел стать портным, а стал композитором. Он осознанно решил писать для театра. В феврале 1908 года состоялась триумфальная премьера оперетты Кальмана «Осенние маневры». Дирекция венского театра «Ан дер Вин» решила поставить новую оперетту на венской сцене. И Кальман переехал в Вену. В Вене же композитор написал оперетты «Королева чардаша», «Фея карнавала», «Баядера» с восточными мотивами, «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра». Кальмана часто обвиняли в шаблонности сюжетов, образов героев, в жажде заработать деньги на волне успеха «Королевы чардаша». Но сам композитор признавался, что его команда «с трудом выпускает новое произведение», так как уже готовая работа кропотливо доводится до ума месяцами, ведь «наш материал должен быть непременно сильным и злободневным, … мы должны создавать такие произведения, которые могли бы долго исполняться». В конце 30-х годов композитор с семьей был вынужден покинуть Вену и перебраться в США, не желая мириться с фашистской оккупацией. Он вернулся в Европу только десять лет спустя, в 1949 году, создал последнюю оперетту и умер в Париже. Для мировой музыки Имре Кальман остался одним из основоположников и наиболее видных представителей венской оперетты. |